В прошедший отопительный сезон каждый пятый вызов городской аварийной службы Минска был «холостым»

Аварийная просит о помощи

Потолок заливает, канализация не работает, а автомат на электросчетчике постоянно выбивает от напряжения? Всего один звонок за помощью — и она спешит к звонящему. Хотя сама не отказалась бы от сторонней поддержки. Потому что она, городская аварийная служба Минска, буквально задыхается от заявок и на 20—25% вызовов выезжает «вхолостую». Как решить проблему, узнавала корреспондент «Р».

Экипажи аварийной службы всегда прибывают вовремя.

Напомним, с прошлого года городская аварийная служба начала работать по новым правилам. В частности, для некоторых вызовов сроки прибытия на место аварии сократились вдвое — до получаса. А в списке обязанностей работников службы прочно прописались ремонтно-восстановительные работы. Раньше специалисты только предотвращали или локализовали аварийную ситуацию. Новые правила — новые требования, результаты и проблемы. 

Со временем прибытия в целом вопросов не возникает, уточняет директор УП «Городская аварийная служба жилищного хозяйства» Мингорисполкома Александр Ерофеев. Экипажи аварийной службы даже при росте аварийных ситуаций прибывают в срок до 30 минут на 95% всех заявок, в срок до 60 минут — на 4% вызовов. Вызовы, на которые бригады добираются больше часа (а их всего 1%), не относятся к числу экстремальных. 

В выполнении ремонтно-восстановительных работ есть нюансы. По сути, «аварийка» должна определить неисправность, локализовать ее и восстановить в кратчайшие сроки. По факту — эксплуатирующей организации дешевле начатую ее специалистами работу завершить своими силами. 

— Главный вопрос — когда это будет сделано? — спрашивает Александр Ерофеев. — Данные виды работ — это текущий ремонт, а его оформление — целая технология. Появись в видах текущего ремонта понятие «аварийный ремонт», то выиграли бы все. Ведь сегодня наше подразделение — единственное в системе ЖКХ Минска, способное профессионально решать задачи любой сложности в круглосуточном режиме, экономя время и нервы как жителям, так и ЖЭУ. Ведь в этом-то и заключалась одна из основных задач оптимизации.

Специалисты городской службы устранят не только аварию, но и ее последствия.

А вот что хотелось бы структурировать, так это заявки. Их количество в адрес предприятия увеличилось в разы. Александр Ерофеев приводит цифры: если в июле 2015 года диспетчер аварийной службы принял 1729 заявок, то в июле 2016-го — уже 6059. Более чем пятикратный прирост! Всего в 2015 году поступило 23,5 тысячи заявок, в 2016-м — 77 тысяч. А в первом квартале этого года — почти 33 тысячи. И это мы говорим только о ремонтных работах в жилом фонде. Свою лепту в этот «коллапс» вносит и служба 115.

— У нас разные критерии оценки своей работы, — не скрывает Александр Ерофеев. — Принцип работы единой диспетчерской службы: одна жалоба — одна заявка, которая должна быть передана вовремя. Иногда, если в доме, условно говоря, 100 квартир и из каждой позвонили, то это будет 100 заявок. Раньше жалобы на одну и ту же проблему одного дома оформлялись в одну. И наши диспетчеры должны закрывать все эти заявки, тратя время, по сути, впустую. 

По-разному специалисты двух служб трактуют и понятие «аварийная ситуация». 

Очевидно, что проблему нужно решать. Как? С помощью введения классификатора аварийных ситуаций, уверен Александр Ерофеев. Этот документ четко прописывает, что относится к аварийным ситуациям, регламентирует их по времени прибытия аварийной бригады на место производства работ. В нем определено более 60 аварийных ситуаций вместо 9. В разработке классификатора участвовали все структуры — и городского жилищного хозяйства. Если документ будет принят, он четко расставит все точки над «i». И разгрузит службу от несвойственных ей функций. 

А как еще определить критичность ситуации, не видя ее? Жилец квартиры оценивает свою заявку как аварийную. Хотя на деле не всегда так. Александр Ерофеев приводит пример. Человек жалуется на холодные батареи в отопительный сезон или на то, что температура воды не соответствует санитарным нормам. Что может сделать работник аварийной службы? Приехать, снять показания, и все. Хорошо, если такая квартира одна, а если их тысячи? Яркий пример —  7 января 2017 года. Этот день запомнили надолго — за сутки тогда поступило 1590 заявок. Чтобы вовремя прибыть на них, понадобилось бы  183 сантехнических экипажа, без учета времени на производство работ. 

— К тому же у нас 20— 25% вызовов в отопительный сезон — «холостые», в межотопительный — 6— 12%, — приводит невеселую статистику Александр Владимирович. — Люди должны понимать, что мы — надежные деловые партнеры-профессионалы, но не панацея от всех бытовых бед. 

«Бытовыми бедами» специалист называет вызовы на замену перегоревшей лампочки, на старые следы залития, когда жильцы беспокоятся, а вдруг это течь, на шумную работу смесителя, на отсутствие света, который отключили за неуплату. 

Остро для аварийной службы стоит и проблема несвоевременных платежей за оказанные услуги. До сих пор не оплачено 50—60% работ по текущему ремонту, выполненных после локализации аварии. Каким образом работать без денег хозрасчетной организации, никого, похоже, не волнует. 

Улучшить финансовую ситуацию, по мнению директора службы, мог бы так называемый центр бытовых услуг. Его суть — оказание специалистами городской аварийной службы услуг по быту «под ключ». Однако и для его создания нужно еще дополнительно купить 6 автомобилей. 

— Все проблемы решаемы, ведь рядом есть люди, которые их умеют и, главное, желают решать, — уверен Александр Ерофеев. — Сегодня нужно четко определить задачи, выполняемые городской аварийной службой, и пути их решения. Что мы и пытаемся сделать. Внедряем новый классификатор, горим идеей перейти на цифровую связь, что в разы облегчит работу наших диспетчеров. Ищем возможность обновить машинный парк. Растим собственных профессионалов: в 2016 году, не выдержав напряжения и требований, предъявляемых к работе, уволилось 74  работника аварийно-восстановительной службы. 

Если хотя бы часть пожеланий исполнится, то очень скоро городская «аварийка» сама перестанет нуждаться в экстренной помощи. 

misnik@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter