Авария со многими неизвестными

ТРАГЕДИЯ под Ярославлем произошла в среду, но верится в Беларуси в произошедшее до сих пор с трудом. Ведь авария авиалайнера унесла жизни двух известных всей стране и миру белорусов — игроков «Локомотива» Руслана Салея и Сергея Остапчука. Был в числе погибших и еще один белорус. Николая Кривоносова, хоккейного тренера по физподготовке, в Беларуси знали меньше, а ведь он родился в Минске, играл за молодежные команды и сборную Беларуси, работал в столичном клубе «Динамо». Кроме них, погибли почти все пассажиры борта: из 45 человек (хоккеисты, обслуживающий персонал команды, экипаж) выжили лишь двое — локомотивец Александр Галимов и бортпроводник Александр Сизов.

Что привело к роковой гибели злосчастного Як-42?

ТРАГЕДИЯ под Ярославлем произошла в среду, но верится в Беларуси в произошедшее до сих пор с трудом. Ведь авария авиалайнера унесла жизни двух известных всей стране и миру белорусов — игроков «Локомотива» Руслана Салея и Сергея Остапчука. Был в числе погибших и еще один белорус. Николая Кривоносова, хоккейного тренера по физподготовке, в Беларуси знали меньше, а ведь он родился в Минске, играл за молодежные команды и сборную Беларуси, работал в столичном клубе «Динамо». Кроме них, погибли почти все пассажиры борта: из 45 человек (хоккеисты, обслуживающий персонал команды, экипаж) выжили лишь двое — локомотивец Александр Галимов и бортпроводник Александр Сизов.

Две основные версии

Уже спустя минут 30 после падения воздушного судна у аэропорта Туношна к обломкам стали съезжаться бригады «скорой помощи» и расчеты спасателей МЧС России. Из завалов извлекались тела: сначала выживших было трое, но вскоре один из пассажиров самолета скончался. В течение двух дней — 7 и 8 сентября — следователи работали с очевидцами катастрофы, заявил губернатор Ярославской области Сергей Вахруков. О разговоре с Сизовым и Галимовым не может быть и речи — они до сих пор в тяжелом состоянии.

Специалисты Межгосударственного авиационного комитета сняли бортовые самописцы с самолета Як-42, потерпевшего крушение, и вскоре направят их в Москву. Одновременно были названы две основные версии крушения — техническая неисправность самолета и человеческий фактор. Топливо, которым заправляли злополучный Як-42, арестовали и отправили на экспертизу. Для более квалифицированного разбора ситуации МЧС России направило с подмосковного Раменского в Ярославль Ил-76 с 14 сотрудниками «Центроспаса» и пятью психологами Центра экстренной психологической помощи МЧС России.

На место происшествия, по приказу губернатора области, запрещено пускать кого бы то ни было, но жители, живущие в непосредственной близости, могут покидать оцепленный периметр.

Самолет был «старичком»?

Погибший лайнер израсходовал меньше половины летного ресурса. Новость подтвердили в аналитической службе агентства «Авиапорт»: «У данного борта суммарный ресурс эксплуатации составляет 36 лет, а по налету часов и количеству взлет-посадок данный Як-42 выработал свой ресурс всего на 40 процентов. В гражданской авиации нет понятия «старый самолет», есть понятие «летная годность». В случае выполнения всех требований по эксплуатации самолет может использоваться, сколько ему позволяет суммарный ресурс».

Перед вылетом лайнер прошел оперативную форму технического обслуживания. Замечаний по его техническому состоянию выявлено не было. Представитель Росавиации сообщил: «Все двигатели работали, ресурс у самолета не исчерпан». Пассажирский самолет Як-42Д с бортовым номером 42434 был взят в лизинг авиакомпанией «Як Сервис» у Космического центра имени Хруничева. По данным из авиационных кругов, самолет эксплуатировался с 1993 года, а срок действия сертификата летной годности истекал 1 октября 2011 года. Генпрокурор России Юрий Чайка поручил проверить авиакомпанию «Як Сервис» и состояние всех самолетов этого типа, сообщила официальный представитель Генпрокуратуры России. Сейчас в эксплуатации по стране находятся около ста Як-42.

Всё шло в штатном режиме

По обновленным данным, самолет не смог набрать безопасную высоту. Он столкнулся с антенной маяка, расположенной за взлетно-посадочной полосой. 38-летний диспетчер аэропорта Туношна, специалист с 12-летним стажем работы Арий Новик, который руководил взлетом Як-42 с хоккейной командой «Локомотив» на борту, рассказал о последних минутах перед катастрофой: самолет слишком долго совершал разбег перед взлетом и перешел точку отрыва. Возможно, именно это и стало причиной трагедии.

— Командир запросил взлет, я дал разрешение. После этого он должен был выйти на связь, когда наберет 200-метровую высоту, но он до нее просто не долетел, — рассказал Арий Новик.

Ни о каких проблемах командир судна не сообщал — все шло в штатном режиме. Як-42 начал разбег в 16.00 по московскому времени. И уже буквально через минуту рухнул, оторвавшись метров на десять от земли.

— Он переехал точку отрыва на ВПП, — уточнил Новик. — Проехал еще несколько десятков метров, выехал на грунт, с которого взлетел, и, задев маяк, через долю секунды завалился на левый бок и рухнул.

— Видел, как самолет взлетел. Он накренился на левое крыло и рухнул вниз с высоты не более ста метров. Ни за что не зацепился, просто было два хлопка. По моему мнению, отказали движки, — рассказал очевидец катастрофы, наблюдавший происшествие с расстояния в 400 метров и пожелавший себя не называть.

Участники расследования также полагают, что самолет (а экипаж решил взлетать с торца ВПП, не набрав достаточной скорости) просто «вышел на критический уровень атаки». Это привело к помпажу в двух двигателях. Помпаж — нарушение газодинамической устойчивости работы турбореактивного авиационного двигателя. Сопровождается хлопками в воздухозаборнике (их и приняли за взрыв) из-за противотоков газов, задымлением выхлопа двигателя, резким падением тяги и мощной вибрацией.

Кстати, по сведениям Минтранса РФ, последний ремонт 16 августа на данном самолете был связан с заменой правого двигателя.

Черные цифры

Обнаружены тела всех 43 погибших из 45 пассажиров и членов экипажа. Вечером 7 сентября стало достоверно известно: белорусские хоккеисты Руслан Салей и Сергей Остапчук все-таки были на борту разбившегося самолета. За считанные часы до вылета Салей звонил в Минск из Ярославля.

В тот же день стало известно, что у одного из выживших ожоги тела составили 80 процентов поверхности кожи. Информацию подтвердили медики Клинической больницы скорой медицинской помощи имени Н. В. Соловьева, назвав состояние пострадавших «крайне тяжелым». Работники реанимации опровергли сообщения о смерти одного из попавших к ним пациентов — хоккеиста «Локомотива» Александра Галимова.

Денис ТРОФИМЫЧЕВ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter