Аварий — меньше, погибших — больше. Почему?

Минус 100: слово министру

Сегодня в нашей традиционной рубрике министр внутренних дел Владимир НАУМОВ комментирует ход выполнения программы «Минус 100» за 5 месяцев 2008 года, критикует карательный уклон в деятельности ГАИ, а также обращает внимание на летние нюансы дорожной безопасности.


О тяжелой статистике


— Статистика, с одной стороны, дает повод для осторожного оптимизма, с другой — весьма удручает. В январе — мае 2008–го по сравнению с таким же периодом прошлого года произошло меньше дорожно–транспортных происшествий с пострадавшими — 2.464 против 2.586. Сократилось число раненых — с 2.717 до 2.572. Меньше, чем в прошлом году, число ДТП, в которых пострадали дети. И в то же время погибших за 5 месяцев стало больше! 545 против 515. Казалось бы, парадокс. Однако ничего удивительного нет: при общем снижении числа аварий тяжесть их последствий возросла. В этом году не редкость ДТП, в которых гибнут сразу по 3 — 4 человека. Чаще всего — в лобовых столкновениях и по причине превышения скорости. В подавляющем большинстве случаев виновники подобных ДТП — молодые люди. Видимо, родители рано вздохнули, воспитывая своих детей лет до 18, а потом отпуская их во взрослую жизнь. Наша практика показывает, что многих водителей следует воспитывать и в 20, и в 25 лет...


О причинах аварийности


— О причинах можно рассуждать бесконечно, но главная беда, на мой взгляд, состоит в том, что наши дороги и улицы еще не превратились в зону взаимных уступок. Они по–прежнему остаются ареной странного противостояния, когда и пешеходы, и водители постоянно доказывают друг другу, кто не прав. К слову, сейчас получается, что примерно в равной степени виноваты в ДТП и водители, и пешеходы. Первые надеются, что успеют проскочить до того, как человек начнет пересекать проезжую часть, а вторые рассчитывают, что на переходах они в полной безопасности... К сожалению, проскочить не получается, а тяжелый автомобиль нельзя остановить мгновенно. За примерами в буквальном смысле не надо далеко ходить: на днях прямо под окнами моего кабинета на нерегулируемом пешеходном переходе был сбит офицер милиции, получивший тяжелые травмы.


Сев за баранку автомобиля, люди будто забывают, что тоже бывают в роли пешеходов и им тоже приходится отпрыгивать от мчащихся машин... Порядка не будет, пока общепринятым правилом не станет следующее: относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.


О работе ГАИ


— Проехал по нашим дорогам и, признаться, был возмущен действиями отдельных работников Госавтоинспекции. Ощущение, будто программу «Минус 100» они выполнили уже десять лет назад и сейчас опять засели по кустам с радарами. Снова прибегают к тому, что сделать проще, — к карательным мерам, вместо того, чтобы выполнять свою основную задачу: обеспечивать комфортное и беспрепятственное движение по дорогам страны. Под Солигорском ремонтируются развязки, движение там серьезно затруднено, но нет ни одного сотрудника ГАИ, который бы помогал водителям, «разруливая» заторы. Потому что все сотрудники ГАИ заняты, по их мнению, более важным делом: они сидят в засадах с радарами... А такой поворот в деятельности ГАИ губительно действует на общественное сознание — люди опять начинают видеть в инспекторе не помощника, а надзирателя... Возвращаться к воздействию страхом мы не будем, ставку следует делать на самосознание самих участников дорожного движения. Конечно, правовую сознательность надо культивировать, а это дело куда более кропотливое, чем сидение по кустам...


Об акции «СБ»


— Кстати, именно привлечение общественности к проблемам дорожного движения способно серьезно повысить уровень безопасности наших дорог. В этом смысле совместная акция «СБ» и ГАИ «Партнерство ради безопасности», первый этап которой состоялся в мае, безусловно, полезна. Например, благодаря именно этой встрече общественность узнала о дельных предложениях психолога, поднявшего вопрос антистрессового вождения, — интервью с ним было опубликовано в «СБ». И от рядовых водителей поступило множество различных предложений, среди которых есть весьма толковые. Все идеи сейчас изучаются, о судьбе этих предложений, думаю, будет отдельная публикация в вашей газете. Я лишь хотел бы попросить людей, участвующих в акции, взвешеннее подходить к своим просьбам и мнениям. Например, недостаточно потребовать от ГАИ, чтобы на конкретном перекрестке был установлен светофор. Хорошо бы учитывать, что установка одного светофорного объекта — это еще и немалые затраты: на прокладку кабеля, на соблюдение всех технических стандартов. То есть не все вопросы, если по–серьезному в них углубляться, решаются банальным росчерком пера...


О летних проблемах


— Первые дни сравнительно жаркой погоды выявили отрицательный эффект, оказываемый старыми автомобилями на их владельцев. Температура внутри салона, разлаженная топливная система, запредельные значения вредных примесей в выхлопе — все это приводит водителя к почти сомнамбулическому состоянию. Скорость реакции падает, рефлексы затормаживаются — в результате человек не может справиться с простейшей дорожной ситуацией, которая не принесла бы проблем в другую погоду. Ну и еще один опасный момент, касающийся водителей всех автомобилей, — это явление рефракции над нагретым асфальтом, то самое «дрожание» воздуха. Расстояние до объекта в этом случае очень трудно определить, поэтому в жаркую погоду надо быть весьма критичным в выборе момента для обгона или начала торможения.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter