Авантюра всегда в авангарде

Искусство меняет ориентиры?
Искусство меняет ориентиры?

Что еще вчера было искусством, сегодня таковым больше не является. И наоборот. Лет 30 назад то, что экспонируется сегодня в галерее «Университет культуры» — мини–танки из проржавевших деталей трактора «Беларус», например, или яичница, жарящаяся вместе с долларом, — наверняка не только у чиновников вызвало бы желание уничтожить все это подчистую. Бульдозером ли, директивным запретом — не важно. Кстати, забавно, что новое поколение ценителей искусства, с кем мне довелось перекинуться парой слов на фоне вызывающих арт–объектов выставочного проекта «Техно–арт», считает пресловутую «бульдозерную выставку» 1974 года изощренной пиар–акцией московских авангардистов для привлечения внимания западных СМИ. И подчеркнуто игнорирует выставленные в соседнем зале галереи канонические пейзажи выпускников Белорусского государственного университета культуры и искусств. Классическая живопись теперь не в моде. В моде — ирония. И бесконечный эксперимент.

— Техно–арт — это искусство, которое появилось благодаря техническому прогрессу, — поясняет куратор выставки, директор галереи «Университет культуры» Денис Барсуков. При этом он имеет в виду отнюдь не только ту скорость создания художественных произведений, которая и не снилась мастерам прошлого, не знавшим компьютера. Ирония современных художников поистине безгранична и уже напрочь вытесняет привычный реализм, романтизм и так далее — и тут явно не обошлось без влияния технического прогресса, породившего пресловутую глобализацию, заместившего реальное виртуальным... Плакат самого Барсукова под названием «Тимуровцы нашего времени» рекламирует персонажи, узнаваемые во всем мире. И поясняющая подпись имеется: «Гарри Поттер–пионер — всем тинейджерам пример».

— Ирония овладевает миром, — постмодернизм даром не прошел, — считает Денис. — Спрашиваете, куда подевался из наших работ тот психологизм, на котором создавалось искусство прошлого? Так среда обитания у нас какая? Люди теперь редко смотрят в глаза друг другу — все больше в экран телевизора, в монитор компьютера, в лобовое стекло автомобиля... Бытие определяет сознание, знаете ли.

К слову, изображений покореженных автомобилей на этой выставке было — что на ином стенде ГАИ, агитирующем за безопасность движения. Неужели тоже попытка предупредить, упредить? Хотя едва ли кто–либо из нынешних художников так уж «в лоб» задается целью сигнализировать человечеству об опасности. Но от новой серии Владимира Цеслера «Векторные технологии» болит голова, причем в самом буквальном смысле. («Что, прямо так все и говорят, что голова болит?» — уточняет у билетерши один из «пострадавших».) А «Воспоминания пустой квартиры» Вадима Качана выглядят настолько потусторонними, что останавливаться рядом с ними надолго кажется небезопасным... Да уж, возможности новых технологий позволяют воздействовать не только на органы зрения.

Достижения белорусского «техно–арта» презентуются в Минске уже в четвертый раз. Начавшись как невинное студенческое хулиганство, этот проект стал одним из самых ярких культурных событий в Минске, хотя длится выставка по–прежнему считанные дни. Зато с каждым годом там все больше мэтров национального искусства, которые, как оказывается, тоже весьма не прочь поэпатировать.

Собственно, а почему «как оказывается»? Тенденции развития современного искусства у нас те же, что и во всем мире, пусть и в несколько замедленном воспроизведении. Но если пару лет назад серия известного белорусского фотомастера, где женщины гордо вздымали лошадиные черепа вместо голов, вызвала нешуточные гром и молнию у возмущенной публики, сейчас та же публика тихонько хихикает, а то и смеется вслух в тихих залах галереи. Изгиб бровей, загадочная полуулыбка уже никого не вдохновляют, теперь главный источник вдохновения — всевозможные конструкции из пластика и металла и все, что можно сделать с их помощью. И это уже одинаково интересно и художнику, и зрителю.

Кстати

Сотрудники австралийской лаборатории SymbioticA научились превращать генетические коды в музыкальные композиции. Мало того, они разработали обратную операцию: превращают ноты в цепочки ДНК. Пробирки с культурами, несущими «музыкальный» код, предполагается встраивать в брошки или перстни и продавать в качестве украшений, к которым прилагается CD с записью выработанной «композиции». Интересно, до чего еще доведет искусство технический прогресс?

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter