Почему при любом квартирном ремонте самым дорогим расходным материалом являются наши нервные клетки и чем опасен аванс

Аванса три года ждут

За 300 лет до нашей эры грек Диоген, покряхтывая в бочке, изрек, что выгоднее всего людям продавать их мечты. Глубокая мысль со временем трансформировалась, и стало очевидно, что выгоднее всего продавать воздух. Минчанин Александр Лекарствов купил именно его. Образца 2015 года. За четыре года воздух стал спертым, а его покупатель, простите за каламбур, упертым. Попробуем разобраться каким образом.

Дано

Две межкомнатные двери, которые минчанин А.М.Лекарствов заказал 12 июня 2015 года у столичного предпринимателя Антона Абросова. На тот момент заказ обошелся в пять с половиной миллионов рублей, что в эквиваленте составляло 350 долларов. Чем Антон очаровал Александра, последний не может понять по сей день, но предоплату за будущие двери он сделал в размере 100%. И через две недели запутался в мыслях: кто он, жертва обмана или коммерции? Сомнения быстро развеял предприниматель: если изначально он ссылался на здоровье, трудности в бизнесе и нехватку времени, то чуть позже перестал отвечать на звонки. Александр Лекарствов понял, что его, образно говоря, «лечат», и начал вырабатывать иммунитет.

Лекарство против ошибок

В адрес предпринимателя А.Абросова вереницами полетели жалобы и претензии. Безответно. Через месяц покупатель «липовых» дверей понял, что сил маловато, и обратился в общество по защите прав потребителей. Осенью 2015-го грянул суд, после которого Александр радостно воскликнул: «Вот оно — торжество закона!» После чего приготовился получить по судебному иску свои деньги. В конце июня 2019 года, то есть спустя почти четыре года с момента оглашения приговора, он уныло говорит: «По сей день я не могу взыскать деньги. Да, периодически мне почтовыми переводами приходит по 20 рублей, но сколько он еще будет так платить? Около трехсот рублей я уже получил, еще 400 мне должны. Я уже молчу про свои издержки на юристов, индексацию и моральный ущерб. Я знаю, что у него таких, как я, много. Грустно все это очень».

Анализ

Анализ у этой истории нехороший... Пока Александр постигал юридические нюансы и вытаптывал судебные коридоры, его оппонент радовался жизни: на фотографиях в социальных сетях А.Абросов демонстрировал себя с солидными часами, с дорогими спиртными напитками и эффектными девушками. Лекарствов, глядя на чужую эйфорию, горько шутил: «Сейчас он пропивает мои двери». Казалось бы, в чем несправедливость жизни? Человек оформил договор, прошел все круги юриспруденции и... который год вынужден ходить на почту, чтобы, отстояв в очереди, получить транш в 20 рублей? В чем главная ошибка? Надеюсь, многие уже поняли. Она в авансе! В нашем случае в 100-процентной предоплате. Последняя, как известно, очень сближает людей. Уже четыре года Александр и Антон думают друг о друге... И не важно, что бизнесмен в настоящее время, судя по социальным сетям, проживает в Москве, главное, что нить долга еще долго будет связывать мужчин.

Опыты над сознанием

Почему именно летом наши граждане открывают сердца проходимцам, сказать трудно. Возможно, вспышки на солнце дают о себе знать, а может, потому, что именно летом мы предпочитаем делать ремонт в квартирах? Минчанин А. (пока идет разбирательство, он просил не приводить его имя. — Прим. ред.) всегда твердо знал: аванс и предоплата — это шанс для жуликов. И тем не менее, очарованный вежливыми манерами мастера, решил проавансировать ремонт в своей квартире. И самое обидное в его истории, что до аванса какие-никакие работы все же велись. Получив на руки «недоданное за недоделанное» мастер исчез в тот же день. И более ни хозяина, ни его квартиру видеть не желал. Как и в первой истории, в этой первоначальные аргументы ремонтников были душещипательными: жена на сохранении, теща из деревни приехала, в аварию попал и т.д. В отличие от первой истории в этой нет договора. Все было на доверии.

Общий знаменатель

Так сложилось, что в этих историях совпали суммы аванса. И там и там цена вопроса — около 350 долларов. В чем сакральность этой цифры? Больше попросить — не дадут, меньше — нет смысла рисковать. Объединяет жертв не только абсолютное доверие к чужим людям, но и то, что оба они достаточно образованны и настойчивы. Желание наказать обманщиков обоюдовысокое. В настоящее время над ситуацией А. уже ломают головы лучшие столичные юристы из общества защиты прав потребителей. Вот только не получилось бы все, как с Александром Лекарствовым, который суд выиграл, но за четыре года деньги в полном объеме так и не вернул...

Выводы

Грань между обманом и коммерцией весьма условна, не каждый сразу определит, где добросовестный предприниматель, а где жулик. Проходимцу несложно втереться в доверие к клиентам и, получив предоплату, найти причину прекратить едва начатую работу. А потом клятвенно уверять: «Вот-вот продолжим, вот-вот отдадим». И ведь не привлечешь за мошенничество, люди как бы готовы все исправить, но не могут. И надо очень постараться, чтобы вырвать из их липких рук хотя бы часть уплаченных денег. На это могут уйти годы. А сколько тех, кто, махнув рукой и сплюнув, не стал ввязываться в судебные тяжбы? Что делать, если отдельные «бизнесмены» не боятся ни закона, ни людей? Ну не сечь же их на площади, как это делали на Руси? Причем секли до той поры, пока кто-то из родных не сжалится и не погасит долги. А с Х века должников и вовсе записывали в холопы и они приравнивались почти к рабам. Гораздо современнее, на мой взгляд, лишить людей каких-то прав. Например, водительских, причем до полного погашения долга (во многих странах уже так поступают). Может, стоит заблокировать их социальные сети (для кого-то они жизненно важны) и мобильную связь? Запрет на выезд за пределы страны — само собой. Возможно, страховым компаниям есть смысл ввести в перечень услуг такую, как «Страхование ремонтно-строительных работ»? Кто-кто, а эти ребята умеют выбивать свои деньги.

Из опыта пострадавших

Для тех, кто готов вложиться в ремонт и уже приготовил энную сумму, напоминаем, что наша неграмотность и ложная деликатность повышают риск нарваться на мошенников из «Шараш-монтаж». Есть несколько очень простых правил, которые надо выполнять. 1. Никаких предоплат! Хорошие мастера работают без авансов — оплата только по факту выполненных работ. 2. Проверяйте отзывы о мастере на сайте перед началом работы с ним. Если ваш будущий подрядчик не может дать хотя бы пару телефонов бывших клиентов, знайте, удовлетворенных его работой нет. 3. Составляйте договор с указанием всех условий работы и оплаты. 4. Снимайте копии паспортов. 5. Не гонитесь за дешевизной. 6. Никогда не опускайте руки.

usachev@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter