Аванс доверия

Проект Закона «Об амнистии в связи с 65–летием освобождения Беларуси от немецко–фашистских захватчиков» принят Палатой представителей сразу в двух чтениях

Проект Закона «Об амнистии в связи с 65–летием освобождения Беларуси от немецко–фашистских захватчиков» принят Палатой представителей сразу в двух чтениях


Говорят, в обществе отношение к идее амнистии неоднозначное. Кто–то ее поддерживает, кто–то не приемлет, кто–то не определился. Но если представить, что коллективное мнение депутатов — это определенный срез общественных настроений, то разбежку в оценках граждан, наверное, можно считать незначительной. В обоих чтениях парламентарии поддержали законопроект единогласно. Хотя представлявший документ исполняющий обязанности министра внутренних дел Анатолий Кулешов оставался на трибуне гораздо дольше докладчиков по остальным пунктам повестки вчерашнего заседания нижней палаты Парламента. Вопросов к нему было больше всего.


На амнистию есть смысл смотреть с двух сторон. Во–первых, с точки зрения морали. Гуманность к оступившимся, пожалуй, одна из главных черт, которая отличает современное цивилизованное общество. Милосердие к закоренелым убийцам и насильникам — тема дискуссионная. Здесь речь не об этом. Принятый законопроект касается лишь тех, кто преступил черту, не нанеся непоправимого вреда, раскаялся и твердо встал на путь исправления. Видимо, поэтому Анатолий Кулешов и уверен, что освобождение из открытых и закрытых исправительных учреждений более 4,3 тысячи человек не окажет негативного влияния на криминогенную обстановку в стране. Да, МВД признает, что 10 — 12 процентов амнистированных могут снова вступить в конфликт с законом. Такова статистика прежних подобных акций. Но ведь шанс начать новую жизнь ценен сам по себе. И абсолютное большинство тех, кто его получил, этим дорожат безмерно.


Экономическая сторона вопроса. По словам Анатолия Кулешова, эффект от амнистии оценивается примерно в 2 млрд. рублей. Причем львиная доля этой суммы — долги, которые осужденные отдадут государству и людям, пострадавшим от их действий. Компенсация ущерба — непременное условие амнистирования. И процесс уже пошел. Начальник департамента исполнения наказаний МВД Валерий Еремкин сообщил, что с начала года уровень возмещения ущерба в сравнении с таким же прошлогодним периодом вырос в 2,5 раза. Один из заключенных оплатил свои долги на 65 тысяч долларов. Заявления продолжают поступать.


Что еще волновало депутатов? Они интересовались тем, как сложится судьба несовершеннолетних сирот, которые на свободе предоставлены самим себе. Или вот еще деликатный момент. Под амнистию попадут три десятка человек, страдающих активной формой туберкулеза. Некоторое количество ВИЧ–инфицированных. Как поведут они себя на воле? Не создадут ли лишней угрозы окружающим? Анатолий Кулешов ответил на это исчерпывающе. В таких случаях МВД работает в тесном контакте с другими министерствами — здравоохранения, образования. Причем взаимодействие налажено давно. Скреплено совместными документами. Опыт накоплен немалый, и дополнительных проблем не возникнет.


Прежде чем документ вступит в силу, он должен быть еще одобрен Советом Республики и подписан Президентом. С 1991 года это будет уже 10–я амнистия. Но вот какой момент еще обращает на себя внимание: Беларусь все еще остается в числе стран с достаточно большим количеством отбывающих наказание в местах лишения свободы на 100 тысяч населения. «Одни амнистии ситуацию с большим количеством осужденных в Беларуси не спасут», — заметил на этот счет председатель Комиссии по национальной безопасности Палаты представителей Виктор Гуминский, не исключив при этом, что подобная акция может быть проведена и в 2010 году, приуроченная к 65–летию Победы.


А рассуждая о системных причинах проблемы, парламентарий сказал о том, что необходимы изменения в законодательстве, которые в настоящее время готовит Генеральная прокуратура. «Мое личное мнение: люди, осужденные за экономические преступления, не должны находиться на иждивении у налогоплательщиков, — уверен депутат. — В настоящее время в Беларуси 37,5 тысячи человек отбывают наказание, из которых 47 процентов — за экономические преступления». Хотя бы двойное сокращение заключенных этой категории, считает В.Гуминский, изменило бы общую картину в лучшую сторону.


Кому амнистия не положена


— Тем, кого уже амнистировали или помиловали в 2002 — 2008 годах, но они снова совершили умышленное преступление при неснятой или непогашенной судимости;


— лицам, не возместившим полностью причиненный ими вред по решению суда. В том числе и задолженность по алиментам;


— злостным нарушителям порядка отбывания наказания;


— особо опасным рецидивистам;


— осужденным к пожизненному заключению, а также лицам, кому смертная казнь в порядке помилования заменена на пожизненное заключение и пожизненное заключение заменено на лишение свободы;


— осужденных за тяжкие преступления по ряду статей Уголовного кодекса, конкретный перечень которых содержится в законопроекте.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter