По следам Марка Шагала: приедет ли в футбольный «Витебск» Джанлуиджи Буффон?

Авангардизм в кубе

Витебск — город контрастов. Статус культурной столицы страны явно наложил свой отпечаток на характер местного футбольного клуба. Пронизанный духом вечных исканий и экспериментов, на своем холсте ФК «Витебск» тоже пытается исполнить нечто прекрасное и новаторское, в духе Казимира Малевича или Марка Шагала. Но пока совершенно непонятно, в каком стиле получается картина и что вообще на ней изображено. Супрематизм ли это, примитивизм, кубизм или авангардизм в кубе?

Так «Витебск» презентовал новую форму.

К новому, стартовавшему недавно сезону в «Витебске» подошли в великолепной форме! Майки полевых игроков украшены элементами плаката Эль Лисицкого, одного из ведущих художников русского авангарда, сохранена надпись «Бей», которая отлично вписывается в футбольный контекст. Дизайн формы разработан бывшим футболистом команды Даниилом Чаловым. Как считает сам Чалов, плакат, взятый за основу дизайна, передает движение, без которого невозможен футбол. Витебский футбольный клуб в этом году празднует свое 65-летие, и в официальном пресс-релизе по случаю презентации стильной амуниции говорилось: «Сегодня оригинальный дизайн формы известен во всем мире, но для клуба города, сделавшего так много для развития этого художественного направления, форма имеет еще более важное значение». 

Все, конечно, так. Однако, кроме формы, важно еще и содержание — с этим тоже не поспоришь. А его как раз таки и нет. Чемпионат «Витебск» начал с двух поражений: сперва уступил дома БАТЭ — 0:1, а затем на выезде «Минску» — 1:2. Итог: вместо шести рисовавшихся в проекции очков и лидерства на холсте получилась дырка от бублика или черный квадрат (как кому больше нравится) — ноль баллов и подвал турнирной таблицы. 

Сергей Ясинский. 
Как говорится, лиха беда начало, игра и очки — дело наживное, но несоответствие ожиданий и реальности родило яркий когнитивный диссонанс и привело к определенным последствиям — недовольству как руководства клуба, так и болельщиков. Пошли разговоры, появились слухи. Главная сплетня, что «Витебск» решили резать, не дожидаясь перитонита, и оперативно отправили в отставку главного тренера Сергея Ясинского. Директор клуба Николай Вайтюховский, правда, информацию не подтвердил. Да и сам Ясинский вроде бы как удивился, заявив, что он по-прежнему ударно и во всю мощь работает с командой. Картина получилась маслом — в духе сюрреализма с футуризмом, сам Сальвадор Дали ногу сломит. Однако давно известно, что дыма без огня не бывает.

С художниками в Витебске хорошо, а вот с футбольными тренерами пока как-то не складывается. Кого тут только не было! Лет 20 назад даже Андрея Чернышова привозили, известного по выступлениям за московские «Спартак» и «Динамо», но и он не справился с местным колоритом. Вообще, на детско-юношеском уровне в Витебске работают блестяще — здесь одна из самых продуктивных футбольных школ в стране. Если сегодня в главной команде города собрать выходцев местных ДЮСШ за последние лет 15, можно будет с «Барселоной» побороться. Однако этого, увы, не происходит: птенцы из гнездышка улетают, не успев толком опериться, и только их потом и видели. А болельщики и тренеры мучаются. 

В минувшем чемпионате «Витебск» удивил дважды. Сперва тем, что, едва успев вернуться в высший дивизион, тут же навязал всем борьбу и даже всерьез претендовал на медали. А потом уходом главного тренера в разгар веселья. Возможно, за пьедестал зацепиться и удалось бы, но дописать начатое полотно у футбольного художника Александра Павлова не вышло — по осени, свернув мольберт и собрав краски с кистями, он сказал «ариведерчи», неожиданно разорвал контракт и отбыл в сторону Минска. Что случилось и почему так вышло, до сих пор толком неясно: конкретно и четко ситуацию не прокомментировали ни сам уехавший тренер, ни руководство клуба. Объяснялись они загадками и экивоками, в духе абстракционизма. А вместо Павлова поставили у холста своего в доску Сергея Ясинского. Шедевра он не создал, но и картины не испортил — команда финишировала на пятой позиции. А нынче приключилось то, что имеем: мастер пытался замахнуться как минимум на шишкинский «Лес», а получилось что-то из Кукрыниксов. 

На поражение от «Минска» болельщики отреагировали зло и в комментариях не стеснялись. «Надо убирать тренера. Пока у нас Ясинский, нам светит только вылет в первую лигу. Какие бы игроки у нас ни были. Столько талантов, а он не может поставить игру. И это было что с молодежкой, что с «Витебском», когда мы вылетели в первую лигу. Пришел Павлов и поставил игру, которая работала, а сейчас опять Ясинский…» — говорил один. «Видно руку специалиста, Михалыч топ! Выход в первую лигу — задача вполне нам по силам!» — ерничал второй. «Сколько можно мучиться?» — задался вопросом третий. Все эти мысли наверняка витали не только в болельщицких головах. Вот и поползли слухи, беспричинными которые никак не назовешь. 

Сегодня «Витебск» на родном стадионе встречается с «Нафтаном». Принципиальное областное дерби. Новополочане, ведомые опытным Игорем Криушенко, начали чемпионат весьма резво, удивив многих: обыграли тот самый «Минск» в гостях (2:1), а потом зацепили дома ничью с амбициозным брестским «Динамо» (2:2). Можно предположить, что Сергею Ясинскому дали последний шанс: если команда не победит «Нафтан», то его песенка будет спета — пролетит он над Витебском, как на известной картине Марка Шагала «Над городом». Не исключено, что поиск преемника уже ведется, но афишировать это, пока не будет конкретных договоренностей, конечно, никто не станет. В любом случае матч «Витебск» — «Нафтан» выходит в третьем туре далеко за рамки рядовых и приобретает в некотором роде судьбоносное значение. 

Эпизод матча между «Минском» и «Витебском». 
Фото ФК «Минск»

Жаль, что ничего об этом не знает один из лучших в мире вратарей итальянец Джанлуиджи Буффон. Пару лез назад он закончил свою выдающуюся карьеру, а незадолго до этого в одном из интервью признался, что его любимая картина — «Прогулка» Марка Шагала. Однажды она произвела на Буффона неизгладимое впечатление, помогла справиться с депрессией и вернула к жизни. А неплохо было бы связаться с легендарным голкипером и предложить должность главного тренера команды в городе, где родился, жил и творил его художник-кумир! Может, Буффон и согласился бы совершить прогулку в Витебск? Неплохая, согласитесь, получилась бы картина в жанре символизма. 

Марк Шагал, «Прогулка». 1917—1918.

s_kanashyts@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter