В 1920-е годы Витебск стал тем местом силы, которое во многом определило развитие мирового искусства ХХ века

Авангард в квадрате

Казимир Малевич, приехавший в 1919 году в Витебск преподавать в Народном художественном училище «нового образца», создал объединение УНОВИС («Утвердители нового искусства»). Вокруг мастера сплотились преданные ученики и последователи его творческих взглядов — Эль Лисицкий, Вера Ермолаева, Николай Суетин и ряд других авангардистов. Они, творившие в Витебске, вошли в историю искусства XX века. Сегодня их работы широко известны во всем мире.

Фото Антона Степанищева

К 100-летию объединения УНОВИС в Беларуси стартовал масштабный проект #UNOVIS100. Он реализуется Центром белорусско-еврейского культурного наследия совместно с Музеем истории Витебского народного художественного училища и компанией А1.

В Минске показали документальный фильм Евгения Сетько «УНОВИС». Картина рассказывает о том, как первая в мире школа супрематизма возникла в Витебске, кто менял представления студентов о живописи и архитектуре, в чем проявилось влияние художников объединения на культуру и искусство на многие десятилетия вперед.

— Мы можем с гордостью говорить, что в Беларуси творили гениальные художники, — не скрывает эмоций режиссер фильма Евгений Сетько. — Главной своей задачей они считали свержение старого мира искусства и утверждение супрематизма как высшей формы творчества. Казимир Малевич очень быстро сплотил вокруг себя единомышленников — студентов и учителей. Авангард — это явление не только начала прошлого века. Это то, что кардинально изменило течение искусства ХХ века. В Витебске рождались новые теории, ставились футуристические постановки. К слову, знаменитый «Черный квадрат» Малевича был «логотипом» участников объединения — они пришивали его к рукаву как эмблему.

Кстати, благодаря проекту #UNOVIS100 документальный фильм Евгения Сетько можно посмотреть на видеосервисе VOKA.

Юбилей художественного объединения масштабно отпразднуют в феврале. Накануне 100-летия УНОВИСа, 12—13 февраля, в Музее истории Витебского народного художественного училища пройдет международная научная конференция с участием зарубежных исследователей истории авангарда. На встречу пригласили интересных гостей. Из Дюссельдорфа пообещала приехать внучатая племянница Малевича, из Санкт-Петербурга — правнучка Лисицкого.

15 февраля в Национальном художественном музее впервые откроется масштабная экспозиция Лазаря Хидекеля. Он один из тех, кто шестнадцатилетним подростком пришел учиться к Малевичу. Затем всю жизнь проработал архитектором, именно в Витебске. 100 лет назад Хидекель начал разрабатывать свои новаторские проекты городов над водой и космических поселений. В белорусскую столицу из Нью-Йорка привезут около 100 оригинальных работ. Среди них — эскизы космических домов, футуристические планы «Города-сада», «Аэрогорода», «Аквагорода», документы УНОВИСа из архива семьи Хидекелей.

— Наследие участников объединения УНОВИС разбросано по разным странам мира. Любой музей или частный коллекционер гордится своими экспонатами, под которыми стоят имена Казимира Малевича, Эль Лисицкого и других художников «витебского ренессанса», — убежден генеральный директор Национального художественного музея Владимир Прокопцов. — Безусловно, возвращение на родину работ Лазаря Хидекеля, одного из основателей УНОВИСа, — историческое событие.

Экспозиция Хидекеля в Нацио­нальном художественном музее — мультимедийный проект. Его готовят молодые архитекторы и ИТ-специалисты. Запланированы лекции и встречи с дизайнерами, историками авангарда и УНОВИСа, исследователями творческого наследия Лазаря Хидекеля. С экспозицией в Национальном художественном музее можно будет ознакомиться до 15 апреля.

kristinahilko@sb.by

Фото Антона Степанищева
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter