Почему госзакупки уходят в «цифру»

Аукцион строгих правил

Поставщики торговались больше 30 часов и сэкономили для государства почти 550 тысяч рублей
Кирилл ПИЛЬКЕВИЧ.


коло 10 процентов ВВП Беларуси ежегодно тратится на покупку товаров (услуг, работ) за счет средств бюджета. Это немалые деньги, для их рационального использования внедрена система госзакупок. Действующим законодательством о них предусмотрено шесть видов процедур, четыре из которых проводятся в электронном формате. На торговой площадке БУТБ www.zakupki.butb.by этих процедур две — электронный аукцион и запрос ценовых предложений. Площадка функционирует в режиме онлайн 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Процесс полностью прозрачен и, что главное, эффективен: закупки через электронную площадку позволяют существенно экономить бюджетные средства. Об алгоритмах работы площадки, ее преимуществах и ноу-хау корреспонденту «СГ» рассказали на БУТБ.
Белорусская универсальная товарная биржа решением Правительства с 2011 года выполняет функции оператора электронной торговой площадки (ЭТП) по проведению государственных закупок в электронном формате www.zakupki.butb.by, которая была введена в эксплуатацию в том же году.

Изначально на ЭТП проводилась всего одна процедура закупки — электронный аукцион, но три года спустя электронной стала и процедура запроса ценовых предложений.

Повышению прозрачности закупочного процесса поспособствовал Указ Президента № 657, направленный на минимизацию возможных коррупционных проявлений в данной сфере. Согласно указу, предложения всех участников (за исключением конфиденциальных документов) размещаются в открытом доступе после публикации на ЭТП протокола о выборе участника-победителя либо о признании процедуры закупки несостоявшейся. То есть участники могут ознакомиться со всеми предложениями и в случае несогласия вправе обратиться к регулятору с жалобой о нарушении своих законных прав и интересов. Функции уполномоченного органа по государственным закупкам возложены на Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ).

— Жалоба от участника может поступить, по сути, на любом этапе процедуры. Естественно, в этом случае процедура приостанавливается, — объясняет начальник управления государственных закупок и реализации имущества БУТБ Кирилл Пилькевич. — Функционал ЭТП позволяет сократить вероятность допущения ошибок при работе и тем самым свести к минимуму количество жалоб. К тому же биржа как оператор ЭТП поддерживает постоянный контакт с клиентами и регулярно проводит бесплатное обучение. Кстати, здесь действует система электронного документооборота, и, чтобы работать на площадке, на биржу ехать не нужно — достаточно иметь электронную цифровую подпись.

САМОЙ интересной из процедур мне показался электронный аукцион. Почему? В нем присутствует захватывающий элемент торгов. Инициатива здесь исходит от заказчика, который размещает на ЭТП информацию о проведении процедуры. Он детально описывает все параметры требуемого товара (работы, услуги), устанавливает дату проведения торгов и определяет срок подачи предложений. После того как они поданы, комиссия заказчика изучает их первые разделы, которые содержат исчерпывающие сведения о предлагаемом товаре (работе, услуге). Принципиально, что в них ни в коем случае не должно содержаться каких-либо сведений или документов, по которым можно идентифицировать участника. Если последний (пусть и косвенно) раскрыл свою личность, заказчик обязан отклонить такое предложение. Это исключает любой намек на сговор.

— Есть лишь один критерий: соответствует предложение требованиям заказчика или нет, — комментирует столь жесткое требование Кирилл Пилькевич. — Еще один нюанс — механизм определения начальной цены. Она формируется по двум схемам. Согласно первой, цена — это ориентировочная стоимостью закупки. То есть сам заказчик еще на стадии составления годового плана изучает конъюнктуру рынка и формирует цену с учетом рыночных реалий и того финансирования, которое ему выделяется на проведение госзакупки. По второй схеме начальная цена определяется как наименьшая из предложенных допущенными к торгам участниками. Она и является начальной ценой электронного аукциона.

Сама процедура проходит без участия сотрудников биржи и запускается автоматически в указанные заказчиком день и время. У участников есть 10 минут, чтобы сделать ставку на понижение. Шаг торгов — 0,1 процента от начальной цены. В интерфейсе программы срабатывает таймер с обратным отсчетом времени, причем делать две ставки подряд одному и тому же участнику запрещено. Любой конкурент может перебить ставку, тогда 10-минутный отсчет начинается заново. При прочих равных условиях выигрывает тот, кто предложил наименьшую цену.

«Шагать» участники могут долго. Так, к примеру, 9 января этого года на ЭТП установили своеобразный рекорд: электронные торги длились 31 час 30 минут. Тогда РУП «Белпочта» проводило процедуру закупки программно-аппаратного комплекса виртуализации настольных компьютеров. Для участия в электронном аукционе предложения подали 4 организации. Трудно поверить, но факт: более суток претенденты конкурировали между собой. В итоге цена закупки снизилась по сравнению с начальной более чем в 10 раз: с 600 до 59 тысяч рублей.

Как видим, электронный аукцион строится на чрезвычайно строгих правилах. Исключены сговор, давление на заказчика и иные негативные моменты, которые могут привести к растрате бюджетных денег. Но главное — экономия: благодаря жестким рамкам электронного аукциона сумма, которую заказчик отводит на госзакупку, почти всегда меньше ожидаемой.

Так, например, Витебская государственная академия ветеринарной медицины через электронный аукцион приобретала для себя портативный БИК — анализатор кормов. Устройство по факту обошлось почти в 71 тысячу рублей, что на 9,8 процента меньше начальной цены торгов по лоту. А вот еще один показательный пример: щучинское ОАО «Василишки» объявило электронный аукцион на закупку услуг по проведению технического обслуживания и ремонта доильных залов. Начальная цена торгов по лоту была почти 323 тысячи рублей. В конкурентной борьбе она снизилась на 8,1 процента.

В ТОП-3 товаров (работ, услуг), закупаемых на биржевой ЭТП, входят химические вещества и продукция этой отрасли, фармацевтические препараты, услуги по ремонту и установке машин и оборудования. Между тем, по некоторым данным, около 80 процентов от общего количества процедур — это закупки из одного источника, в том числе когда ориентировочная стоимость годовой потребности организации в товаре (работе, услуге) не превышает 300 базовых величин (на сегодняшний день это 7350 рублей). Пока эта процедура по-прежнему проводится на бумаге, но вскоре тоже перейдет в цифровой формат. Такую возможность предоставит новый программный модуль, разрабатываемый БУТБ в рамках действующей ЭТП www.zakupki.butb.by. Ожидается, что с вводом его в эксплуатацию процесс осуществления так называемых «малых закупок» станет проще, удобнее и оперативнее. В частности, не нужно будет тратить время на поиск поставщиков, телефонные переговоры и переписку. Достаточно выбрать нужный товар в электронном каталоге и направить предложение продавцу или же разместить свою заявку на покупку и рассмотреть поступившие предложения.

В заявке может содержаться более одного лота, а в каждом лоте — несколько товаров. Так заказчик может закупить весь необходимый ассортимент товаров, в то время как поставщику не нужно создавать отдельную заявку по каждой позиции. Договор на поставку можно будет сформировать в считаные минуты, используя готовые шаблоны. При этом информация о текущей конъюнктуре рынка и результатах закупочной процедуры автоматически сохраняется в личном кабинете.

Благодаря модулю закупок из одного источника у государственных организаций появится возможность удаленно в электронном виде купить необходимый товар с соблюдением норм законодательства. В свою очередь, предприятия малого и среднего бизнеса получат дополнительный канал сбыта, а государство сможет эффективнее управлять сферой закупок на основании достоверной и оперативной статистической информации.

РАССТАВИТЬ все точки над «i» во многих вопросах должен новый Закон о госзакупках. На летней сессии Парламента его приняли во втором чтении, и 17 июля 2018 года закон подписан Президентом Республики Беларусь. По прогнозам экспертов, он сделает систему еще более прозрачной и конкурентной.

Из нововведений — создание информационно-аналитической системы управления государственными закупками (ГИАС). Она представляет собой совокупность банков данных, информационных технологий и комплекса программно-технических средств для обработки, анализа, контроля. ГИАС объединит ресурсы государственных баз данных и информационных ресурсов, электронных торговых площадок и торговых систем товарных бирж. К примеру, система не позволит совершить процедуру госзакупки, если ее финансирование не предусмотрено бюджетом.

Изменения коснутся и начальной цены электронного аукциона, который проводится, в том числе, на ЭТП БУТБ. Планируется, что она будет определяться только на основании ориентировочной стоимости предмета закупки, устанавливаемой заказчиком с учетом конъюнктуры рынка. Дата и время проведения электронного аукциона будут определяться заказчиком не при объявлении процедуры (как сегодня), а на этапе рассмотрения первых разделов предложений участников и допуска к торгам.
uskova@sb.by

Фото предоставлено пресс-службой БУТБ
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter