Ау, книгоноши!

Ворчания деда Адама
В этом году начал вести подсчет настырным коммерсантам, посетившим мой рабочий кабинет. Большую часть непрошеных гостей я выпроваживаю сразу: «У меня все есть, я все покупаю в магазинах. Спасибо и прощайте». Но для книгоношей все–таки делаю исключение: а вдруг предложат мне что–то из белорусских книг, что–то, что я пропустил. Ан нет, среди 27 книгоношей, которые нанесли мне визит в нынешнем году, все предлагали книги только российских издательств. И как квалифицированно, как убежденно, с какими эмоциями! Правда, репертуар был один и тот же. Усвоив их код, я сразу же, с порога, задаю вопросы:

— Хотите скажу, что у вас там в бауле? Карамзин? «Дом Романовых»? «Мир природы»?

— Да–а. А как вы угадали? — и тут же переход в контрнаступление: — А что, вы не покупаете книги российских издательств?

— Отчего же. Вот смотрите: на полках стоят «Белорусы в России», «Белорусы в Коми», «Белорусы в Сибири», «Литературная классика в диалоге культур» — это материалы московской конференции, посвященной творчеству Янки Купалы и Якуба Коласа, «Мой родны кут: Сибирь — Беларусь» Владимира Шугли. Здесь уже Тюменщина... И так далее и так далее. Но такие книги вы не носите, я их достаю совершенно по другим каналам.

— Однако «гламурненький» том о Романовых только украсил бы вашу личную библиотеку...

— Простите, но человек — не всеядное животное. Собираю то, чем занимаюсь, что касается белорусской культуры. Понадобятся Романовы или Карамзин — загляну в энциклопедии. Книги и так вытесняют меня из квартиры, многое передаю в библиотеки землякам... А почему бы вам не разносить новинки белорусских издательств?

— Ну что вы! Зачем мы им нужны?

— Тогда до свидания. Работа ждет.

Наверное, на том ворчания и закончилось бы. Но тут пришел в редакцию отклик читателя из Добруша Р.Зинченко по поводу телевизионной рекламы. Его волнует, что и с рекламой книг белорусских издательств не все в порядке, — накапливаются они, сердечные, и в книжных магазинах, и на базах... Автор письма вспоминает старые советские времена, когда издательства, даже московские и ленинградские, в конце года рассылали по квартирам свои каталоги, читатель заказывал, что ему казалось нужным, и выкупал присланную наложенным платежом литературу. Даже карточки для заказов в каталог сразу вкладывались! И всем было хорошо, книг выходило приблизительно столько, сколько требовалось.

Признаюсь, так делал в оные времена и я. Только, живя в Минске, не заказывал книги белорусских издательств по почте, а шел под конец года в «свой» книжный магазин и писал на открытках все необходимое. Результат оказывался близким к стопроцентному. Предварительные заказы не позволяли издателям формировать тиражи «с потолка», затовариваться базам. А читатель мог быть спокоен целый год.

Теперь же, как писал Максим Богданович, почему–то «няма таго, што раньш было». Более–менее определенные прогнозы–каталоги существуют, насколько я видел, только у издательств «Навуковая думка» да холдинга «Лiтаратура i мастацтва». Даже «Мастацкая лiтаратура», которая вобрала в себя и детские издания, не может гарантировать читателю получение запланированных книг, а авторам — получение гонорара хотя бы книжками (испытано на себе). Частные же издательства преимущественно даже не утруждают себя составлением годовых планов: выпускают, что набежит, на что найдутся деньги.

Так что же делать в такой критической ситуации? Сложить руки? Я побывал в нескольких так называемых отделах маркетинга и увидел там работников с хорошими мышцами и надеждами на похудание. Да берите вы свои «торбы», нагружайте их собственной бесконкурентной продукцией (ибо она без торговой наценки), как это ежедневно делают коллеги, нанятые российскими фирмами, и получив благословение в Министерстве информации, смело идите в народ. Вспомните романтический рассказ Владимира Короткевича об умирающем в африканской пустыне, но уверенном в правоте своего дела белорусском книгоноше. Читателю (а ведь он немного ленив по натуре) книга станет ближе.

Сказанное выше относится и к книжным магазинам. В Минске я знаю только два, по–настоящему заинтересованных в распространении книг белорусских издательств. Это «Акадэмкнiга» и «Кнiгарня пiсьменнiка». Может, еще «Знание», бывшая «Палiтычная кнiга» на улице Карла Маркса. Остальные белорусской продукцией затовариваются. Так идите же, их работники, и продавайте, принимайте предварительные заказы, по которым так тоскуем и я, и наш читатель Зинченко. И тогда на двери я вывешу табличку: «Вход «коробейникам» воспрещен. Кроме книгоношей».

Фото Артура ПРУПАСА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter