69-летний житель Кличева сконструировал около полусотни единиц техники

Аттракционы механика Коврика

К необычному транспорту, курсирующему по местным улочкам, жители Кличева, как, впрочем, и инспектора ГАИ, уже привыкли. Знают: вездеходы, паровозик, багги и трицикл — дело рук местного жителя Анатолия Коврика. Анатолию Михайловичу — 69 лет, но на покой он не собирается. Руководитель объединения «Труд, творчество, инициатива», что работает при районном Доме культуры, свое хобби давно превратил в профессию. И заразил им уже не один десяток земляков. Создавать удивительную технику из бросовых материалов — по сути, отходов — у него учатся и молодые, и старики. В качестве сборочного цеха у «конструктора» — обычный гараж. Правда, все его модели туда давно не помещаются — их уже около полусотни. Да он их и не прячет. Техника Коврика — гвоздь программы местных праздников и народных гуляний.


Из–за поворота выплывает ярко–красный агрегат с желтым «забралом» и фонарями–мигалками наверху. За рулем — сам мастер. Снегоуборочная машина — его последняя разработка. Над ней Коврик корпел больше года. Работа вот–вот закончится. Правда, снег к тому времени совсем сойдет. Но Анатолий Михайлович не расстраивается:

— Не последняя же зима. Буду с помощью этого механизма чистить не только собственное подворье, но и городские улочки...

Полезных приспособлений у кличевского самоделкина много. Они не раз завоевывали призы и дипломы на различных конкурсах и выставках. А любительское объединение, которое Коврик возглавляет без малого 30 лет, было удостоено звания народного. Техник–механик по образованию, до этого Анатолий Михайлович преподавал труд в школе, работал инженером, механиком... И — мастерил. Поначалу для собственного удовольствия. Еще пацаном — ему лет 13 было — сконструировал тачку–тележку, с помощью которой стало намного проще и удобнее завозить на участок удобрения, грунт, песок. Вспоминает:


— Я в частном доме вырос, хозяйство большое было, участок, опять же, не чета нынешним — соток 40. Работы всегда было много, вот и помогал отцу, как мог.

Когда Анатолию исполнилось 15 лет, решил, что пора браться за серьезный проект. Из старых запчастей смастерил экскаватор. В ту пору такую технику можно было выписать только на предприятии, у частников ее не было. И на машину с ковшом на подворье Коврика народ сбегался подивиться. Даже в очередь земляки становились, когда надо было во дворе выкопать яму под гараж или колодец... А вскоре в личном подсобном хозяйстве Коврика появился и свой собственный трактор — «Орлик». Анатолий Михайлович рассказывает так, как будто это было вчера:

— В ту пору много свалок было, вот и находил там нужные детали, ржавые железки. Из этого никому не нужного старого хлама и собирал технику. В «Орлике», например, — двигатель от старого «Москвича»... Мой трактор в конце 80–х даже на главную выставку — ВДНХ — отправили, где были представлены работы умельцев со всей страны. Он взял первую премию, а мне предложили на выбор 12–дневный отдых в любой точке СССР. Выбрал озеро Байкал. Это были непередаваемые эмоции...


Вернувшись с отдыха, Анатолий Михайлович, вдохновленный результатом, стал разрабатывать новые модели. Уже не только для себя, но и чтобы других порадовать. Одна из его работ — симпатичный паровозик — и сегодня курсирует по улочкам Кличева. Автор объясняет:

— В нем детали от трактора Т–40, грузовика ГАЗ. На обшивку вагончика, рассчитанного на 7 мест, пришлось купить фанеру, сиденья сделали сами — из металлических труб... Около года с ребятами трудились. В итоге получилась «Пчелка». Так решили назвать паровозик из–за его хода — когда едет, то словно жужжит.

Недостатка в желающих прокатиться с ветерком на «Пчелке» нет. В кабинку рвутся и дети, и взрослые. Впрочем, катаются они не только на паровозике. Среди разработок Коврика — спортивный автомобиль багги, трицикл «Барс», веломобиль «Мечта», разгоняющийся до 40 километров в час. По словам Анатолия Михайловича, местные школьники, опробовав «Мечту», загорелись желанием самостоятельно сделать веломобили:

— У них получится. Некоторые из моих учеников сами из металлолома мопеды себе собрали, самокаты на коньках — по льду кататься. Ваня Медведев и Антон Ващило сегодня учатся в Могилеве, но, когда приезжают по выходным в Кличев, обязательно приходят ко мне.

По словам ребят, у Коврика им куда интереснее, чем дома у компьютера. Вместе они, к примеру, сконструировали «Сохатого». Это вездеход, у которого вместо колес — «лыжи» — транспортировочная лента от картофелеуборочного комбайна. Парней, приложивших руку к созданию вездехода, аж распирает от гордости. Говорят, «Сохатый» несется по бездорожью, как лось по кукурузе. Отсюда и имя.


В коллекции кличевского самоделкина еще несколько мини–тракторов, у одного из которых движок, между прочим, от дорогого итальянского суперкара «Ламборгини». А еще он смастерил «непослушный» велосипед и уникальную карусель. Чтобы несколько человек смогли прокатиться на карусели, крепкие парни должны вращать специальное колесо, закрепленное в центре, на столбе. А вот проехаться на «непослушном» велосипеде больше 10 метров пока никто так и не смог. Все дело в хитрой конструкции — по задумке мастера, когда человек крутит руль вправо, колеса «убегают» в обратную сторону...

Большинство моделей, по словам Анатолия Коврика, он собирал не один — помогал, считай, весь город. Кто–то старый мотоцикл на детали отдал, кто–то был у самоделкина в подмастерьях. Потому и пользуются его изобретениями многие. Например, берут напрокат у Анатолия Михайловича особенную соковыжималку, у которой центрифуга — от обычной стиральной машины. Очередь выстраивается и за ковриковским «электроколуном». Местные уверяют, что этот чудо–прибор заготовку дров превращает в развлечение. А заодно добавляют, что в Кличеве благодаря Коврику можно уже музей техники создавать — показывать его разработки туристам. И мастеру будет радость, и району — польза.

Компетентно


Начальник отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Кличевского райисполкома Владимир Ваакс:

— Большинство изобретений нашего земляка ныне — самые популярные аттракционы на местных ярмарках. Люди в очередь выстраиваются, чтобы на них прокатиться. Мы даже призы придумали для тех, кто сможет покорить «непослушный» велосипед или турник, на котором не удержаться из–за подшипников на перекладине. Эти механизмы, а также паровозик, карусель популярны не только в Кличеве. Их опробовали могилевчане, жители и гости Климовичей на международном фестивале детского творчества «Золотая пчелка». Его технику мы возили на праздник «Александрия собирает друзей», на областные «Дажынкi» в Круглое. Так что такие самородки, как Анатолий Коврик, — одна из визиток Кличевщины.

olgak53@mail.ru

Фото автора и из архива Анатолия Коврика.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter