Аттракцион в прокате

Исподлобья
Знаменитое утверждение из популярного фильма о том, что «через 20 лет вместо кино будет одно сплошное телевидение», давно перешло в область городского фольклора, а теперь опровергнуто окончательно и бесповоротно. Лондонские математики, «разложив» развитие киноиндустрии по годам и странам, изобрели формулу, при помощи которой можно просчитать будущие доходы от демонстрации фильмов. Согласно их расчетам, через каких–то 5 лет мировой кинопрокат станет ежегодно богатеть почти на 25 миллиардов долларов — это едва ли не на 3 миллиарда больше, чем сейчас. То есть кинотеатры были, есть и остаются. Правда, при этом все заметнее превращаются из «очагов культуры» в модные аттракционы.

И в Европе, и в Америке посещаемость обычных кинотеатров устойчиво падает, зато в залах, оборудованных огромными, размером с дом этажей эдак на 7, экранами IMAX, — постоянные аншлаги. Туристов, путешествующих по Франции, впечатляет уже не столько Эйфелева башня, сколько «Футуроскоп» — мини–город, сплошь состоящий из кинотеатров самой причудливой формы, с экранами под, над и вокруг зрителей, воспроизводящими запахи, температуру и даже тактильные ощущения (например, появление мышей в кино сопровождается полной иллюзией променада этих самых мышей по вашим ногам)... Моя подруга, побывавшая там полгода назад, до сих пор не может угомониться, рассказывая об увиденных чудесах с восторгом первых «жертв» братьев Люмьер. О самой знаменитой башне, кстати, — до сих пор от нее ни слова.

На Калужской площади в Москве скоро возведут Дворец кинофестивалей — Никита Михалков считает, что новое здание должно выглядеть чем–то вроде огромного международного вокзала, куда будут прибывать сверкающие импровизированные поезда. А что? Тоже своего рода аттракцион...

И премьера «Дневного дозора» в первую ночь наступившего года — не что иное, как аттракцион. Была идея устроить нечто подобное и у нас. Но в первые новогодние часы в крупнейших минских кинотеатрах еще меняли экраны — кстати, вы заметили, что в «Москве» и «Октябре» наслаждаться зрелищем больше ничто не мешает? Ни знаменитое пятно, ни грязные швы вдоль экранного полотна — оно (полотно то бишь) там теперь самое современное, бесшовное... Ночные киносеансы в Минске, к слову, еще будут — как только представится повод, заверяет генеральный директор Минского киновидеопроката Василий Коктыш.

Безусловным поводом может стать очередная громкая премьера — у Минска есть договоренность на показ «Кода да Винчи», «Основного инстинкта–2» и «Пиратов Карибского моря–2», несмотря на то, что фильмов этих, как говорится, еще не существует в природе. Самые ожидаемые российские хиты «Бумер–2» и «Волкодав» также пока еще в производстве, но и их Минск уже приобрел. Значит, местная публика по–прежнему сможет ощущать себя на гребне мировой киномоды, а одно это светлое чувство способно обеспечить иному столько адреналина, что никакие «Супер–8» не сравнятся... Конечно, слова «аттракцион» и «духовность» — почти антонимы, но, согласитесь, растущее количество хороших и востребованных кинотеатров украшает город не только в виде элементов пейзажа.

У меня сохранился экземпляр журнала «Дело» за 2002 год — как документ, свидетельствующий, что «киносеанс в Минске считается состоявшимся, если билеты на него изволили купить 5 человек». В большинстве кинотеатров, сохранившихся за пределами столицы, сейчас точно такая же ситуация. О мировых кинопремьерах там даже не мечтают. «Думаете, мы с фильмов начинали? Отнюдь! С технического переоснащения кинозалов, — вспоминает Василий Коктыш. — И первую систему «Долби» установили в самом безнадежном на то время кинотеатре — «Аврора», сами перетянули обивку на креслах (денег было в обрез) — так и спасли кинотеатр»... Это теперь Минский кинопрокат может за счет мировых премьер позволить себе реконструкцию целых дворцов кино, нарабатывая столице репутацию у дистрибьюторов. А в частных кинотеатрах на периферии по–прежнему гуляют сквозняки. И буквально, и образно. Потому как с домашними кинотеатрами потенциальных зрителей им не тягаться...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter