Аттракцион неслыханной жадности

Преступники обещали мигрантам– нелегалам переход границы, но сначала им надлежало пройти через пытки
«...Они бросились на дорогу, под колеса. Полураздетые, некоторые без обуви, в носках, а на улице холодно, мороз. Смотреть было страшно! Плакали, падали на колени, о чем–то просили...» — рассказ свидетеля, который в феврале минувшего года ехал в Кобрин по служебным делам, брал за душу, и невольно хотелось спросить, не придумывает ли человек такую жуть. Ан нет. Встретившиеся на дороге люди были на одно лицо, и сомнений насчет того, что это нелегалы с Востока, у водителя не оставалось. Район–то приграничный, потому и привлекателен для всякого рода нарушителей. Но что же такое могло случиться, раз они на коленях просили позвонить в милицию?

Вот так Фам!

Гражданина Вьетнама Фам Ван Лама Кобрин манил как магнит. Столь необычное влечение к чужому городу вьетнамец объяснял, роняя слезу, так: здесь жили его гражданская жена и дочь, которых порой так хотелось увидеть. Весной 2004 года вьетнамца депортировали из Беларуси за нарушение правил пребывания иностранных граждан, запретив появляться в наших краях в течение ближайших 5 лет. Но то ли любовь к близким вынудила нарушить запрет, то ли любовь к деньгам... Фам Ван Лам обратился во вьетнамское посольство в Минске под другой фамилией и получил временное удостоверение для лица, ожидающего паспорт. С липовым документом в начале 2005–го он опять явился в Кобрин. Говорит, хотелось вместе с женой и дочерью отпраздновать Новый год по вьетнамским обычаям. Но планы насчет тихого семейного торжества нарушил московский друг Тханг. Он позвонил и попросил встретить группу... китайских туристов. В чем вопрос? Надо, значит, встретим! Фам Ван Лам связался со своими кобринскими приятелями, в туризме, впрочем, малосведущими, — токарем, фрезеровщиком и ветеринарным фельдшером. Те — по автомобилям, и мигом на стоянку, что недалеко от райцентра, на 77–м километре автодороги Брест — Москва. «Туристов» пересчитали, посадили в легковушки и отвезли... в подвал деревенского дома. А чтобы китайские гости не проявляли инициативу и желание самостоятельно познакомиться с зимними деревенскими пейзажами, сверху на лаз поставили тумбочку...

Как «туристы» стали товаром

«Мне предложили посмотреть другие интересные места, я не знала (не знал), что все так произойдет», — все 8 китайцев давали абсолютно одинаковые показания. Они рассказывали, что приехали в Москву по туристическим путевкам, потом незнакомый гид предложил съездить в Минск, потом — на Брестчину. Но повезли китайцев не в поместье Деда Мороза в Беловежской пуще. Самые «интересные места», оказывается, находятся в граничащем с Украиной Кобринском районе. Никто из нелегалов не признался, что хочет попасть в Европу, потому даже избитые, покалеченные, без денег и документов, все, как могли, сочиняли сказки про любовь к путешествиям. Зачем?

В общем, вместо развлекательной поездки по землям, некогда принадлежавшим русскому полководцу Александру Суворову, нелегалам предложили сырой и темный подвал в деревне Корчицы. Ради временного приюта в доме один из преступников даже переселил свою тещу в летнюю постройку, пообещав ей по 3 тысячи рублей в сутки за одного китайца. Теща от легких денег не отказалась. Потом на суде она будет божиться, что в ее подвале почти две недели сидели иностранцы чуть ли не с видом на жительство в Беларуси, а она, как и полагается гостеприимной хозяйке, кормила их и поила.

Позже незадачливые «туристы» рассказывали следователям, что у них отняли все: 1.610 долларов, документы, одежду, дополнительно требуя по 40.000 юаней с каждого. В долларах это приблизительно 5 тысяч. Деньги на указанный счет в одном из банков Китая должны были перечислить родственники заложников. Время от времени несчастных выводили из подвала к деревенской канаве, где хорошо работал сотовый телефон, давали в руки трубку и заставляли звонить на родину. А чтобы близкие поторопились с выкупом, заложников избивали, угрожали отрезать пальцы, ноги, руки, а потом убить...

22 февраля минувшего года одна из китаянок схватилась за сердце, сказала, что ей плохо. Женщину достали из подвала, дали лекарство. Насмерть перепуганная, она все же воспользовалась отлучкой конвоира и открыла люк. Выбравшись в жилую комнату, ее товарищи по несчастью разбили окно, выскочили на улицу кто в чем был — без обуви, без одежды — и бросились искать спасения на дороге...

Мечты... сдуваются

На основании данных китайцами показаний было возбуждено уголовное дело. Задержали, правда, только Сивко (фамилии фигурантов дела изменены. — В.К.) — зятя хозяйки дома в деревне Корчицы, где жили нелегалы. Остальные члены преступной группы оставались на свободе. Не потому ли спустя три месяца, уже в мае 2005 года, стала возможной еще одна подобная история? На сей раз в заложниках оказались четверо китайцев, которых Фам Ван Ламу и его друзьям–подельникам передали на том же 77–м километре международной трассы Брест — Москва. Нелегалов поселили в сарае, точнее, в бывшей бане в деревне Хидры, а дверь закрыли на замок. Новый «товар» оказался жизнью битый. У этих мигрантов была уже вторая попытка через Беларусь попасть в Италию, поэтому китайцы сразу поняли, что здесь что–то не так. По уговору деньги они должны были заплатить не под Кобрином, а тогда, когда окажутся за границей. Ночью они вырыли яму и выбрались из своей бани–тюрьмы, потом зашли в первый попавшийся дом, жестами попросили вызвать милицию...

Чтобы жизнь не казалась медом...

По статьям УК «Захват заложника», «Разбой», «Вымогательство», «Хищение личных документов» суд Кобринского района признал виновными четверых человек. Фам Ван Лам приговорен к 11 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии усиленного режима. Виктор Чирков получил 10 лет и 3 месяца лишения свободы, его брат Олег — 10 лет и 4 месяца. Андрей Сивко, любезно предоставивший тещин подвал для несчастных китайцев, осужден к 10 годам и 1 месяцу колонии. Хозяину бани–сарая Сергею Калмыкову повезло больше всех. За организацию незаконной миграции иностранных граждан он должен отсидеть за решеткой 3 года. Брестский областной суд оставил решение Кобринского райсуда в силе.

Эта история должна послужить хорошим уроком для нелегалов и как притча передаваться из уст в уста, считает судья Кобринского суда Александр Марчук, который рассматривал дело. Определенные выводы должны сделать и в Кобринском РОВД.


Комментарий

Александр Макаревич, заместитель командира Пинского погранотряда по идеологической работе и морально–психологическому обеспечению:

Военнослужащие Пинского погранотряда на участке белорусско–украинской границы в минувшем году задержали более 200 нарушителей пограничного режима и около 600 нарушителей границы, а в так называемых тыловых районах — около 40 транзитных мигрантов. Деревня Корчицы не входит в пограничную зону, но тот факт, что здесь предоставили убежище нелегалам, — скорее исключение, чем правило. Жители приграничных деревень помогают нам в работе, самые авторитетные вошли в состав добровольных дружин. Хоть на границе с Украиной нет колючей проволоки, она находится под надежной охраной.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter