Аттестат на зрелость

О школьных экзаменах

У моего знакомого медалиста Саши, кажется, вся школьная жизнь перед глазами промелькнула, пока он рассматривал результаты тестирования по физике. 30 баллов?! Нет, такого точно не ожидал. Еще и с десяткой в аттестате... Этой истории непоступления в вуз уже десять лет. Впрочем, каждая вступительная кампания пополняет копилку с похожими сюжетами. Вот, к примеру, ситуация нынешнего года со слов родителя выпускницы минской гимназии: 6 раз (!) одной отличнице дали возможность переписать экзаменационную работу по математике, пока та не приобрела идеальный вид, то есть без ошибок и помарок. Интересно, какие результаты покажут тесты? Делайте ваши ставки, господа!

Экзаменационная пора обзавелась любопытной традицией: мамы и папы абитуриентов что ни год вступают в словесную баталию о том, можно ли поставить знак равенства между отметками в школьном аттестате и результатами ЦТ. Естественно, тут же появляются два противоположных лагеря. Представители первого уверены, что проценты теста нужно полностью соотносить с отметками за среднюю школу. То есть написал математику на 78 баллов — знаешь предмет почти на восьмерочку. Ну или на четверку с жирным плюсом по старой доброй пятибалльной системе. Противники такого подхода (среди них, кстати, и сами составители тестовых заданий) призывают проценты за тесты под оценки не равнять, мол, система тут более сложная, конечный балл выставляется в сравнении с другими...



Чем больше обсуждаю эту тему с учителями, тем яснее понимаю: проблема–то куда глубже. Да, некоторые школы чрезмерно пытаются поднять свой престиж и показать, что выпускают самых умных и старательных. Что греха таить, такая преувеличенная забота об аттестате лучших выпускников была всегда начиная с советских времен. Но натягивают на отличников, хочу верить, лишь единицы. Беда в том, что, пока мы анализируем качество знаний, полученных за партой, в тени оказывается еще одна нелицеприятная сторона медали. Вы будете спорить с тем, что едва ли не в каждой школе и гимназии найдутся родители, которые готовы вступить в схватку даже с самыми принципиальными педагогами? Дескать, ставьте моему сыну десятку или пеняйте на себя! Или практикуют более мягкий подход: мол, из–за вашей химии или астрономии у дочки портится аттестат, а предметы ей эти не нужны, она ж на переводчика поступает, войдите в положение... Вот и получает такой «отличник» с родительской подачи притянутые за уши девятки по всем предметам. И все вроде довольны. До первых результатов вступительных экзаменов.

К примеру, из года в год не очень–то радуют итоги тестирования по истории Беларуси. Могу поспорить, и эта вступительная кампания исключением не станет. Хотя, казалось бы, и в школе экзамен обязательный сдают, и как–то стыдно не знать год основания родного города или пару–тройку фамилий местных князей. Но знакомые в прошлом году негодовали, когда их дочь едва набрала на тесте 40 баллов. И нашли единственный логичный, на их взгляд, выход — пойти войной на учителя и репетитора. Главный козырь — а в аттестате девятка! Тут бы вспомнить, как мама дежурила под дверью учительской с просьбой задать дополнительный рефератик, чтобы отметку повысить, аттестат не портить, учесть обстоятельства... Строгий учитель, к сожалению, не выстоял, сдался. Но вы же не думаете, что цепляющаяся за спасительную соломинку школьница тут же отправилась в библиотеку и принялась штудировать гору литературы? Пять минут (спасибо Гуглу!) — и реферат на десятку готов. А на тестировании копипастом не прикроешься. Кстати, опять–таки могу поспорить: и в этом году найдутся родители, которые бросятся штурмовать офис РИКЗ, доказывая, что тесты проверили неправильно. Почему? Да просто не мог их ребенок написать экзамен ниже 90 баллов! Не верим!

Чем больше таких историй, тем сильнее ждешь того дня, когда давно обсуждаемое предложение изменить условия школьных экзаменов станет реальностью. Я, собственно, о независимой аттестации за базовую школу, которую уже не раз предлагали ввести с 2019 — 2020 учебного года, а за среднюю — с 2021 — 2022–го. Главная фишка идеи в том, чтобы выпускные экзамены принимали независимые эксперты. Проще говоря, педагоги из других школ и гимназий. Скажете, уровень стресса на испытании подскочит в разы? Вот здесь спорить не буду. Но разве не любопытно лишний раз проверить свои знания на прочность без учета заработанного «кредита доверия»? Да и тренировка получилась бы достойная перед вузовскими испытаниями.

pasiyak@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Автор фото: Артур ПРУПАС
Версия для печати
Николащенко Анатолий, Минск

То, что наша школа больна, не подлежит сомнению.  Эта проблема не сходит со странниц СМИ. И не только средняя, но и  высшая.  Все эксперименты с реформированием пока не достигли главной цели – подъема экономики и материального благосостояния до уровня мировых лидеров. Последние общеизвестны. Среди них и могущественные державы, и небольшие государства, которые достигли впечатляющих успехов, в том числе и в образовании.  

Первый и главный просчет – это зарплата  педагогов.  Зарплата - не только престиж любой профессии, но и приток в нее наиболее квалифицированных, инициативных кадров. А какие педагоги идут в профессию с зарплатой дворника?

Второй вопрос – организация учебного процесса.  Специалисты  Минобра изучали опыт  многих стран. Но в нашу практику он так и не вошел.  Разве  что внедрено тестирование.   Учебники  базовой школы перегружены материалом ненужным  ни в дальнейшей работе, ни в жизни. Пытаемся готовить  теоретиков, которыми станут от силы 3% выпускников ВУЗов. Зачем впустую тратим государственные ресурсы? Выпускники школ в своей массе не имеют  представления о профессиях. Ориентируются только по зарплате. Не потому ли на педагогические специальности поступают  не самые подготовленные?

Считаю ошибочным организацию платной учебы в ВУЗах для белорусских школьников. Это лишь пополняет ряды слабо подготовленных специалистов.

Школьные экзамены по предметам, аналогичным ЦТ, незачем сдавать дважды. В аттестат нужно засчитывать результаты ЦТ.                                

Николащенко Анатолий, Минск

То, что наша школа больна, не подлежит сомнению.  Эта проблема не сходит со странниц СМИ. И не только средняя, но и  высшая.  Все эксперименты с реформированием пока не достигли главной цели – подъема экономики и материального благосостояния до уровня мировых лидеров. Последние общеизвестны. Среди них и могущественные державы, и небольшие государства, которые достигли впечатляющих успехов, в том числе и в образовании.  

Первый и главный просчет – это зарплата  педагогов.  Зарплата - не только престиж любой профессии, но и приток в нее наиболее квалифицированных, инициативных кадров. А какие педагоги идут в профессию с зарплатой дворника?

Второй вопрос – организация учебного процесса.  Специалисты  Минобра изучали опыт  многих стран. Но в нашу практику он так и не вошел.  Разве  что внедрено тестирование.   Учебники  базовой школы перегружены материалом ненужным  ни в дальнейшей работе, ни в жизни. Пытаемся готовить  теоретиков, которыми станут от силы 3% выпускников ВУЗов. Зачем впустую тратим государственные ресурсы? Выпускники школ в своей массе не имеют  представления о профессиях. Ориентируются только по зарплате. Не потому ли на педагогические специальности поступают  не самые подготовленные?

Считаю ошибочным организацию платной учебы в ВУЗах для белорусских школьников. Это лишь пополняет ряды слабо подготовленных специалистов.

Школьные экзамены по предметам, аналогичным ЦТ, незачем сдавать дважды. В аттестат нужно засчитывать результаты ЦТ.                                

Александр,53,Бобруйск
Уважаемая Ольга,что убрать проблему,надо убрать причину этих проблем,а это значит только одно---аттестат не должен участвовать мерилом поступления в средние-специальные и высшие учебные заведения---мерилом должны быть только оценки из аттестата по профильным предметам и точка. Для поступления на факультет иностранных языков химии и рядом стоять не должно и всё.
Иван г.Кричев
Если говорить по-проще,аттестат---для того чтобы не думали,что ты дебил.Все-таки какой-то документ об окончании
школы. А то что слишком много ненужного преподают в школе,так это правда,и все это еще осталось и от советских
времен и добавилось новое.Особенно в старших классах как-то нужно стараться подвигать к будущей профессии.
А то выходит человек из школы и понятия не имеет кем будет.
Галина, 57, Орша
Такая форма оценки знаний,как экзамен в школе, себя изживает. Примеры , приведенные в статье, имеют место быть в средней  школе. При поступлении в ВУЗ не надо включать балл аттестата в общее количество баллов , и проблема исчезнет сама собой
Петр, 35, Минск
Предложение убрать аттестат или учитывать только отдельные предметы - глупость. Отметки по профильным предметам в школе точно так же натягиваются и точно так же субъективны. А если убрать аттестат, дети просто перестанут ходить в школу.  
Петр, 35, Минск
А независимая аттестация если и должна быть, то как единый экзамен типа ЕГЭ в России, а не как дополнительный стресс перед поступлением в вуз.  
катерина, 47, минская обл
Заступлюсь за медалистов. Не за всех--за реально пахавших на медаль.
Медалисты и немедалисты находятся не в равных условиях. За письменную работу, например, ученику, который не претендует на медаль, комиссия ставит "10", и никто эту оценку не подвергает сомнению. А работу возможного  медалиста  тащат в РОО, где "независимая" комиссия ой как водит пальчиком по строчкам, замечая миллиметровые заходы за поля, погрешности почерка (да, Карл!) и прочие соринки. Можно записать в протокол совершенно невразумительную претензию и понизить оценку--оспорить это всё равно не удастся, да и времени нет...
Потому и переписывала несчастная претендентка работу 6 раз, что её упорный труд многих лет запросто мог быть погублен таким подходом. Это справедливо?
Далее. Оценивание изложения. Почему "!0" за изложение можно получить, только дословно (дословно, Карл!) воспроизведя текст из сборника? По документам это, может, и не так, но в реальности работа, в которой чуть больше "своих слов" (без потери смысла!) получает меньший балл. Причём именно в РОО.
Отдельный вопрос--какой смысл 17-летним людям вообще писать изложение? Тем более с такими критериями оценивания?
Вот и страхуют медалистов школы, как могут. И это справедливо в большинстве случаев.
Сафонов Анатолий
Спасибо Ольга за статью, за то, что пишешь правду, чтобы "вдруг" все "не поймут" откуда растут проблемы... Благодаря Вашим статьям и выступлениям Ливянта и других журналистов, наконец увеличили число часов математики в 7-м классе, а 8-й и 9-й - пока в разработке.По статьям журналистов очень хорошо видно, кто к курсе проблем, а кто старается затушевать проблемы....
Александр,53,Бобруйск
Петр, 35, Минск, если сдавать профильные при поступлении непосредственно в ВУЗе,то при равных оценках сразу будет нужен аттестат, а равных будет много.
Александр,53,Бобруйск
На счёт стресса---очень знаете ли нужная вещь,которая не позволяет создавать тепличные условия,которые потом рож- дают тепличных и без инициативных специалистов и учёных,которые не смогут конкурировать при жесточайшей конкуренции. Только сдача экзаменов,ЦТ,да что угодно будет узаконено,должно проходить при посторонних педагогах, из  РОНО,ГОРОНО,ОБЛОНО,из минобра будет создавать этот самый необходимый стресс и тот,кто с ним справится и будет самым достойным для учёбы в ВУЗах и выше. Так и только так должно быть. В свои годы учёбы от и до и выше,никогда, подчёркиваю,никогда не боялся ни каких сочинений,изложений,контрольных и иных зачётов,но,мандраж был,но только до получения задания,потом всё внимание переключалось на предложенные испытания. Вплоть до того,что все экзамена- ционные испытания должны проходить вне стен своей школы,например,в соседней.  
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?