Польша и Франция делают ставку на ядерную энергетику. Почему официальный Вильнюс не возмущается?

Атомы раздора

Варшава, которая еще совсем недавно захлебывалась от истерики по поводу запуска Белорусской АЭС, сама наконец-то решила построить атомную электростанцию. Премьер Тадеуш Моравецкий объявил, что главным подрядчиком проекта станет американская компания.

mining.com

ЕС веры нет

Предполагается, что в 2033 году будет запущен первый блок, который разместят в районе Гданьского побережья Балтики. Существует конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, принятая в финском городе Эспоо, которой руководствуются европейские страны. Согласно этому документу, информацию о начале процедуры выдачи решения об экологических условиях направят в электронном виде всем государствам, расположенным в пределах 1000 км от потенциальных мест размещения новой АЭС. Беларусь является участницей этой конвенции и должна провести процедуру оценки трансграничного воздействия, исходящего с территории Польши, на окружающую среду. 

Минск совершенно адекватно реагирует на польский атомный проект, понимая, что для глобальной экологии это гораздо безопаснее тех миллионов кубометров угля, которые ежегодно сжигаются на тамошних ТЭЦ. Но давайте вспомним время, когда запускалась Белорусская атомная электростанция: страны Евросоюза в информационном пространстве подняли настоящий вселенский вой. И хоть строительство АЭС — это мировая практика, почему-то именно Беларусь стала камнем преткновения и оказалась в центре внимания. Причем наиболее одиозно себя проявила Литва, жалобно трубившая на весь мир о белорусской атомной угрозе. 

Занятная ситуация: сегодня Литовская Республика только отмалчивается по теме строительства будущей польской АЭС. Хотя, если объективно рассуждать, польская станция — потенциальная угроза в первую очередь именно балтийскому региону. А можно вспомнить некоторые интересные факты. Именно Польша приложила немало усилий для закрытия литовской Игналинской АЭС. Похоже, это было сделано для того, чтобы построить свою. Так устраняют конкурентов.

К тому же, настояв на закрытии «­Игналины», ЕС заложил сразу несколько мин под государственность Литвы. Во-первых, лишил эту страну достаточно дешевого и экологичного электричества (а ведь в виде «пряника» Брюссель вначале обещал построить новую Висагинскую АЭС — и где она?). А во-вторых, так до сих пор и не решен там вопрос с ядерным могильником. Вот и верь после этого посулам Евросоюза.

Фейки повышают напряжение

Белорусы изначально строили станцию с прицелом обеспечить «чистой» электроэнергией не только свою страну, но и страны Балтии и Польшу. Однако тогда экологические и энергетические вопросы европейских чиновников по-настоящему волновали мало. Главное было — облить грязью наш проект. И до сих пор наши конкуренты не гнушаются ничем. 

Вспомним декабрь прошлого года, когда один экстремистский ресурс запустил дезу, что якобы в апреле 2022-го произошло облучение персонала Белорусской АЭС. Писали, что об этом стало известно в результате утечки информации о письме на соответствующую тему из системы обращений в госорганы Беларуси. Причем тогда паникеры-деструктивщики предлагали ссылку на веб-архив, однако, перейдя по ней, никакого документа обнаружить не удавалось. У них была надежда, что никто это не проверит, но не прокатило. Министерство энергетики Беларуси оперативно отреагировало на такую дешевую дезинформацию. 

Двойные стандарты Запада

Возникает вопрос: вызовет ли бурное обсуждение в европейских странах инициатива строительства польской атомной электростанции? Думается, вряд ли. Ведь наша соседка собирается реализовывать проект совместно с США, а кто ж решится пойти против заокеанских кураторов? Кстати, о них. Польша во время строительства БелАЭС хитро сыграла. Когда Литва инициировала энергобойкот против Беларуси, призыв был такой: не допустить экспорта электроэнергии со строящейся в Островце станции на рынок Евросоюза. Польша присоединилась к бойкоту. Но в чем же была хитрость? Вскоре после этого поляки договорились с США о строительстве АЭС на своей территории. 

Америка, конечно же, преследует свой интерес: восстановить конкурентоспособность собственной ядерной энергетики. А главный конкурент кто? Конечно, наш союзник Россия, признанный мировой лидер в этой области. А Польшу, возможно, ждут серьезные неприятности. Да, ее правительство заверяет, что выбранное местоположение будущей станции отвечает всем экологическим требованиям и безопасно для местных жителей, но здесь есть другой аспект. Дело в том, что граница Германии располагается слишком близко к будущему объекту. И немецкие зеленые могут совсем не разделять оптимизма Варшавы. Впрочем, все это имеет мало общего с ренессансом атомной энергетики во всем мире. 

В принципе, создание современной и безопасной АЭС — вполне рациональное решение для любой страны. Только важно здесь обходиться без двойных стандартов, так любимых Западом. Стоит вспомнить, как радовался осенью прошлого года посол США в Польше, называя решение о строительстве польской АЭС «фантастической новостью». Потирала руки и министр энергетики Соединенных Штатов, с восхищением сообщая, что проект даст рабочие места 100 тысячам американцев. Теперь нет сомнений, что при такой схеме по вымыванию бюджетных средств из страны поляки будут платить не только за технологии, но и за иностранную рабочую силу. 

Почему, когда некоторые беглые «экономисты» сравнивают в YouTube цены в польских и белорусских супермаркетах, не бьют в набат по поводу стоимости строительства АЭС для Польши и Беларуси? Общая стоимость ­БелАЭС — около 9 миллиардов долларов (6 миллиардов — энергоблоки и 3 миллиарда — инфраструктура). А стоимость будущей польской АЭС, по разным оценкам, может варьироваться от 20 до 40 миллиардов долларов, и это только станция. Поэтому, когда поляки окажутся под постоянным гнетом дефицита государственного бюджета из-за огромных и бесконечных выплат по долгам, для них, согласитесь, уже не будет иметь особого значения, сколько стоит в магазине телевизор или стиральный порошок. 

В ТЕМУ

Министр экономики, финансов, промышленного и цифрового суверенитета Франции Брюно Ле Мэр заявил о возможности строительства во Франции дополнительно восьми новых атомных реакторов. По его словам, в период президентских полномочий Эмманюэля Макрона «начался перезапуск атомной энергетики».

Франция располагает крупнейшим в мире парком АЭС, который насчитывает 54 реактора. Однако в настоящий момент в эксплуатации находится только 41, другие 13 остановлены для профилактического ремонта. Как отметил Ле Мэр, до конца нынешней зимы благодаря ускорению ремонтных работ планируется, что число работающих реакторов будет доведено до 45. 

Подарок для страны

Фото Александра Кулевского

Во время открытия Белорусской национальной биотехнологической корпорации 4 ноября 2022 года Президент Александр Лукашенко сказал, что Белорусская АЭС — это подарок для Беларуси. Он напомнил о событиях 2020-го, когда оппоненты призывали ее закрыть. «Играли в пользу Запада», — уточнил Президент. Он обратил внимание, что сегодня и сама Польша планирует строительство нескольких атомных станций. «Чего же нас заставляли закрыть эту станцию? Это спасение, потому что электричество сегодня на Западе экономят, как только могут», — подчеркнул Александр Лукашенко. «Атомная станция — это дешевая электроэнергия. Мы сейчас уже не только транспорт перестраиваем на электричество, мы сегодня строим жилые дома, где все будет на электричестве. Без электричества не может быть экономики», — добавил Президент. 

shamko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter