Атомный аргумент

Прожить только за счет альтернативных источников энергии не может ни одна страна...  

Прожить только за счет альтернативных источников энергии не может ни одна страна

Традиционные источники энергии, которыми активно пользуется человечество, увы, не безграничны. И если сегодня ситуация с ними относительно стабильная, какой она будет лет через 30—40, когда истощатся запасы нефти, газа? Вот вопрос! Кроме того, цены на них постоянно растут. Задумываясь об этом, многие страны, в том числе и Беларусь, делают ставку на развитие всех видов энергетики — от возобновляемой и невозобновляемой до атомной. О том, какие направления сегодня более приоритетные и может ли страна строить свою энергетическую безопасность, опираясь лишь на альтернативные источники энергии, рассуждает заместитель директора РУП «Белнипиэнергопром» Александр АПАЦКИЙ (на снимке).

— Стран, которые живут только за счет альтернативной энергетики — энергии воды, ветра, солнца и т.д., в принципе нет. Разве что отдельные регионы. В самых продвинутых государствах процент использования альтернативной энергетики не превышает 12 %. Хотя в перспективе некоторые называют цифру в 40 %. Скажу больше: в некоторых государствах альтернативную энергетику развивают на деньги атомной. Например, по такому пути идет Германия.

Что касается Беларуси, там, где возможно развивать альтернативную энергетику, мы это поступательно делаем. Принят новый закон «О возобновляемых источниках энергии», реализуется республиканская программа энергосбережения на 2011—2015 годы, государственная программа строительства в 2011—2015 годах ГЭС в Беларуси.

При этом, например, водный потенциал в Беларуси ограничен. Возможная мощность всех водотоков страны составляет порядка 850 МВт, но при этом технически доступная — 520 МВт, а экономически целесообразная — 250 МВт. Тем не менее в Беларуси сегодня работает более 40 ГЭС с суммарной мощностью до 17 МВт, планируется строительство и реконструкция еще 33 ГЭС более чем на 100 МВт.

Больше возможностей на перспективу у ветроэнергетики. Путем исследований определено около 800 возможных площадок для ветроэнергетических установок, в том числе ветропарков. Ряд таких проектов находится сейчас в стадии реализации, а некоторые реализованы. Но, говоря о данном направлении, нужно помнить, что это удовольствие не из дешевых. Прогнозируемая загрузка ветроагрегатов в республике, учитывая характеристики ветров, составит порядка 20 процентов мощности. Например, установка мощностью 1 МВт будет давать в час 200 кВт электроэнергии.

Высокие капитальные затраты — одна из причин, почему альтернативная энергетика на сегодняшний день не занимает главенствующую роль в энергосистеме любой страны.

— Доводы в пользу строительства АЭС в Беларуси неоспоримы. Ведь это в первую очередь избавит страну от зависимого положения, а также масштабных затрат на покупку энергоресурсов. Кроме того, мы сами сможем стать экспортерами энергии. Александр Николаевич, по силам ли такая задача альтернативной энергетике?

— Чтобы заменить одну АЭС мощностью 2,4 тысячи МВт, надо, учитывая неполную мощность работы ветроустановок, 12 тысяч ветряков мощностью 1 МВт. А ведь одна такая установка требует до гектара земли! Кроме того, для строительства ветряков понадобится в 8 раз больше бетона, чем для одной АЭС, и в 12 раз больше металла!

Сравним АЭС и ГЭС. Последняя в среднем будет работать на 60 процентов установленной мощности. Теоретически заместить АЭС могли бы приблизительно 200 ГЭС, которые займут до 2 тысяч квадратных километров под водохранилища. А там живут люди, есть исторические объекты… Кроме того, все белорусские реки — трансграничные, так что придется рассчитать возможное влияние такого количества ГЭС на экологию других государств. И здесь могут быть вопросы.

Конечно, все это совсем не означает, что работать в данном направлении не нужно. Нужно. Хотя бы потому, что природные запасы нефти и газа истощаются, и, по самым оптимистичным прогнозам, их хватит еще лет на 30.

— Насколько перспективно использование невозобновляемых источников энергии?

— Крупную энергетику можно развивать на нефтепродуктах, газе, ядерной энергии, угле и в определенных объемах на торфе… Последнее полезное ископаемое в Беларуси в свое время получило широкое использование, в том числе в качестве удобрения. Торф, несмотря на многолетнюю выработку, в стране есть. И не использовать его совсем, было бы неправильно. Но делать это нужно разумно, чтобы не доводить ситуацию до деградации почв. Тем более что у нас большой опыт работы, существуют технологии, техника, квалифицированные кадры.

И важно помнить, что торф возобновляется, но очень медленно.

В настоящее время Департаментом по геологии Минприроды активно проводятся работы по определению эксплуатационных запасов бурых углей. Хотя его добыча связана с определенными сложностями, а само сырье на выходе получается не самого высокого качества. Но это еще не вся проблема. При использовании угля и торфа мы получаем большой «хвост» — выбросы, золу и шлам. Решается проблема через строительство дорогостоящих мощных очистных сооружений, золоотвалов и шламохранилищ. Для средней мини-ТЭЦ по существующим нормативам на эти цели требуются десятки гектаров земли. Но, на наш взгляд, это непозволительная роскошь. Золу нужно использовать! И решение этой проблемы должно быть государственным, с научным подходом, ведь сегодня по стране строится целый ряд таких мини-ТЭЦ. Полагаю, эти отходы можно было бы использовать в строительном секторе, в сельском, лесном хозяйствах. В этом должны быть заинтересованы как ученые, так и практики. Ведь за ее вывоз, размещение в золоотвалах нужно платить.

— Но использование энергии от невозобновляемых источников зачастую связано еще и с выбросами СО2. А надо ли напоминать, что именно этот газ вызывает парниковый эффект и влияет на изменение климата…

— Кстати, это еще один аргумент в пользу развития мирного атома. АЭС, работающая в нормальном режиме, не выделяет СО2, уровень радиации от нее в разы меньше, чем от аналогичной по мощности угольной ТЭЦ. В совокупности это самый экономичный способ получения энергии. А  высокая степень защиты делает АЭС еще и достаточно безопасной. Напомню, что особенностью реакторов водо-водяного типа (такой планируется в Беларуси) является двойная защитная оболочка, предохраняющая как от внутренних, так и от внешних воздействий и выдерживающая даже падение самолета. Кстати, белорусская АЭС сможет пережить землетрясения мощностью до 8 баллов. При том, что в районе строительства станции они возможны лишь до 6 баллов. Кроме того, существует целый ряд элементов физической защиты, которые закладываются на стадии строительства.

— Александр Николаевич, многие задаются вопросом,  надолго ли хватит человечеству запасов урана и не станет ли в ближайшем будущем его использование слишком дорогим?

— Запасы ядерного топлива, только учитывая разведанные месторождения и не слишком эффективное его использование, оцениваются в 19 миллионов тонн. Много это или мало? Вся ядерная энергетика, все имеющиеся в мире 441 действующий реактор в год используют всего 67 тысяч тонн этого сырья (речь о необогащенном уране). Да одна средняя ТЭЦ требует сырья, на котором работает, больше!

По самым простым расчетам, только этих запасов урана хватит лет на 200. Плюс накоплено около 2 миллионов тонн обедненного урана. Имеется отработанное топливо. Все это в будущем с внедрением новых технологий будет использоваться. Этих запасов хватит на столетия. Кроме того, отсутствие дефицита на уран не даст в будущем скачка цен на него.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter