Электроэнергия подешевеет: ввод БелАЭС решает ряд экономических и социальных задач

Атомная подушка безопасности

В «Белэнерго» подсчитали, сколько стоит электроэнергия у нас и в других странах. Сравнительный анализ дает немало пищи для размышлений. А скорый ввод в эксплуатацию нашей АЭС обещает добавить приятных красок в общую картину.

Конкретные цифры, собранные статистиками Исполкома СНГ по итогам 2016 и 2017 годов, вы видите в инфографике. Как и то, что для населения у нас стоимость электроэнергии почти в 6 раз ниже, чем в Германии, и почти вчетверо — чем в Великобритании. Еще характерный момент: в отличие от Беларуси, в большинстве стран мира цены на электроэнергию для населения, как правило, выше в полтора–два раза, чем для промышленности. Нашу индустрию подобное вряд ли радует, однако социальная направленность государства, несомненно, подтверждена. Впрочем, с 1 июля для промышленных и приравненных к ним белорусских потребителей тарифы на электроэнергию снижены на 2,3 процента. Этому способствовали низкий уровень инфляции в стране и проводимая энергетиками работа по снижению затрат.


Иная ситуация у соседей. Как видно из графики, в последние годы население Литвы платило в 2,5 раза больше, чем белорусы. Но в 2018–м ситуация усугубляется. По итогам июня эксперты зафиксировали высокий скачок цены на электроэнергию у наших соседей — из–за изменения цен на энергоносители в Швеции, откуда Литва получает электричество через подводное соединение NordBalt. Таково одно из многочисленных негативных последствий отказа стран Балтии от энергокольца БРЭЛЛ (Беларусь — Россия — Эстония — Латвия — Литва). Впрочем, аналитики подобное прогнозировали изначально. Когда в Швеции, где много ГЭС, выпадают обильные осадки и генерируется большое количество электроэнергии, ее можно экспортировать, причем по довольно низкой цене. Но если снега выпадает мало, то либо экспорт вообще прекращается, либо цены будут высокими. А погода все более капризна.

В нашей же стране без того относительно низкие тарифы на электроэнергию обещают со вводом в эксплуатацию атомной станции снизиться еще больше. Причем не только для населения, но и для предприятий, говорил мне на майском форуме «Атомэкспо–2018» вице–премьер Владимир Семашко. Двумя неделями позже, на международной конференции Всемирной ассоциации операторов, эксплуатирующих АЭС, он вновь подтвердил:

— Мы планируем с пуском атомной станции опустить средний тариф для промышленности до 7,9 цента за кВт.ч. Будет решена не только проблема для реального сектора экономики, но и социально–политическая задача. Если мы снижаем себестоимость электроэнергии в целом по стране, не надо будет тарифы для населения поднимать в разы для полного возмещения.

Ныне работы по возведению станции продолжаются. В конце июня на первом блоке БелАЭС завершилось бетонирование купола наружной защитной оболочки. Представитель генподрядчика — старший вице–президент по управлению российскими проектами инжиниринговой компании ASE Сергей Олонцев отмечает знаковость этого события:

— Это бетонирование завершает этап строительно–монтажных работ на здании реактора и позволяет специалистам приступить к полномасштабным монтажным и пусконаладочным работам оборудования и систем реакторной установки.

Примерно в то же время на втором энергоблоке БелАЭС завершена сварка главного циркуляционного трубопровода, проведенная в рекордно короткие сроки. Станция растет — а с ней растут и вполне оправданные ожидания удешевления электроэнергии для всех потребителей Беларуси.

osipov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter