«Росатом» выразил готовность к участию в строительстве в Беларуси второй атомной станции

Атомная арифметика

В Островце начинается этап опытно‑промышленной эксплуатации первого энергоблока Белорусской АЭС. А пробный пуск турбины на мощности реактора 35 процентов был осуществлен в конце октября. Электроэнергия с атомной станции, включенной в объединенную энергосистему, поступит во все регионы страны.

Фото  БЕЛТА

Для Беларуси это первая атомная электростанция, которая возводится по российскому проекту «АЭС‑2006», причем первый ее блок — первый для поколения «три плюс», построенный за пределами РФ. В обозримой перспективе мирный атом внесет существенные изменения в жизнь белорусов. Какие?

Первое и, пожалуй, самое главное: Белорусская АЭС призвана стать платформой для широкого внедрения в экономику самых передовых технологий и создания на их основе инновационных производств. Это означает переход на новый технологический уклад, гарантирующий дальнейшее успешное экономическое развитие страны.

Многие эксперты называют запуск АЭС точкой отсчета белорусской эпохи электромобилизации. Есть на кого равняться: мировые производители уже стимулируют выпуск и приобретение электромобилей и гибридного транспорта. Беларусь тоже движется по этому пути. Только за последние полгода число электрокаров в стране выросло вдвое и составило около 1200 единиц. Дальше — только больше, собственное производство в помощь: завод СЗАО «БелДжи» под Борисовом в 2021‑м планирует выпустить первую тысячу электромобилей. Предполагается, что стоить они будут не более 30 тысяч долларов США в эквиваленте. По прогнозам экспертов, к 2030 году в Беларуси будет до 300 тысяч электромобилей. Не за горами и появление электромобиля грузоподъемностью 10 тонн с подготовкой под установку системы беспилотного управления.

Тем временем развивается электрозарядная инфраструктура. С 2018‑го в Беларуси реализуется программа создания государственной зарядной сети. Сейчас сеть АЭС может обслуживать до 15 тысяч электромобилей, а к 2030 году в республике может быть уже около 1300 заправок нового типа с расстоянием между ними на трассе 50—70 км. Кроме этого, появятся и супербыстрые станции зарядки.

До конца года в Беларуси должна быть сформирована государственная программа развития электротранспорта на 2021—2025 годы. Она даст мощный импульс производству и широкому использованию электробусов, троллейбусов, электрических самокатов, скутеров. При этом производство большинства транспортных средств и их компонентов будет организовано внутри страны.

Еще одно перспективное направление — возведение многоквартирного электрифицированного жилья, где электричество применяется для отопления, горячего водоснабжения и приготовления пищи. Такие дома в Беларуси уже есть. Стимулировать потребление электроэнергии в жилых зданиях должна продуманная тарифная политика.

Ввод в эксплуатацию БелАЭС позволит частично заменить природный газ электричеством, внедряя индукционные печи, инфракрасные системы обогрева. Также рассматривается возможность заместить неэффективные энергоисточники. Замещение электричеством природного газа может составить 4,5 млрд кубометров в год. Наконец, одним из несомненных выгод от работы АЭС станет сокращение выброса парниковых газов более чем на 7 млн тонн в год. В прошлом году Беларусь заявила о готовности взять на себя обязательство по сокращению выбросов парниковых газов к 2030 году не менее чем на 35 процентов по сравнению с 1990‑м.

Два энергоблока АЭС в белорусском Островце должны покрыть более 40 процентов потребляемой в стране электроэнергии. Это серьезный шаг на пути независимости от внешних источников и поставщиков. Будет ли это замещение продолжено и далее, покажет время. Во всяком случае «Росатом» уже выразил готовность к участию в строительстве в Беларуси второй атомной станции.

nesterov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter