Атом тоже бывает мирным

“Где-то там, в небесах, опрокинули чашу яда. На пылающий город пролилась она черным дождем”. Так о взрыве атомной бомбы в Хиросиме 6 августа 1945 года написала японская поэтесса Синое Сиода. Она умерла от лучевой болезни.

“Все в округе было разрушено в один момент, — вспоминал позднее журналист Мацушиге. — Чем ближе я подходил к центру, тем гуще становился дым от пожаров, в некоторых местах виднелись разрушенные, раскуроченные здания. На мосту Минеки я увидел толпу израненных, истерзанных людей. Волосы их были опалены, кожа на руках и лицах стекала, словно оплавленная. Одежда их сгорела. В городском бассейне вода от взрыва испарилась, на дне лежали шесть обугленных тел”.
По подсчетам японских специалистов, в Хиросиме погибло более 240 тысяч человек. В Нагасаки — около 80 тысяч.
Мир от десятилетия к десятилетию, от столетия к столетию меняется, но остается неизменным принцип поведения империй, которые стремятся править миром. Тысячелетия назад так же с лица Земли набиравшими силу римлянами был стерт Карфаген. История знает и десятки других ужасных примеров.
Последняя мировая война была беспрецедентной по жертвам. И если относительно концентрационных лагерей Гитлера вынесен Нюрнбергский приговор, то действия США в августе 45-го до сих пор порождают волну споров. Хотя, кажется, о чем спорить? За 62 года уже все причастные к тем кошмарным авианалетам высказались, а события второй половины прошлого века, словно гербовой печатью, скрепили их слова.
Хиросима и Нагасаки стали не эпилогом войны, а прологом новой, “холодной”, растянувшейся почти на полстолетия.
СССР в 1945 году, как и обещал, начал “победный японский марш”, и можно было не сомневаться, что после Германии очередная “военная кампания” увенчается успехом. Ничто не предвещало другого исхода. Но набиравшие силу США, бурно и напористо ворвавшиеся в круг вершителей мировой политики, вряд ли могли остаться скучающими и безучастными зрителями в разворачивающихся восточных действиях.
16 июля в Америке был осуществлен экспериментальный атомный взрыв, а 17 июля возле Берлина открылась Потсдамская конференция. 2 августа она закончилась. Но уже к этому времени президентом США Трумэном был утвержден тайный приказ: “После 3 августа, как только позволит погода, 509-му сводному авиаполку 20-й воздушной армии надлежит сбросить первую спецбомбу на одну из следующих целей: Хиросима, Нагасаки, Кокура, Ниигата”.
Япония стала испытательным полигоном. Причем испытания проводились над мирными жителями. Вслед за бомбардировщиками в Хиросиму прилетели медики. Они открыли специальную клинику, куда привозили для обследований “хибакуси” (пострадавших от взрыва). На долгие годы эта тема была запрещена для любого публичного упоминания. Цензурой вымарывалось все, что касалось “атомной атаки”. Официальная версия была озвучена заместителем начальника “Манхэттенского проекта” (где производилась бомба) генералом Фэреллом: “снаряды”, сброшенные на Хиросиму и Нагасаки, были специально взорваны на большой высоте, дабы избежать радиационного воздействия на людей. А вынудили, мол, к крайним мерам, японские военные, не желавшие добровольно капитулировать.
Позднее премьер-министр Англии Уинстон Черчилль признался: “Было бы ошибочным полагать, что судьба Японии была решена атомной бомбой”. Но на Советский Союз она, конечно, впечатление произвела оглушительное. Гонка вооружений пошла по восходящей.
Сейчас 6 августа отмечается во всем мире как День борьбы за запрещение ядерного оружия.
Вчера к мемориальному комплексу в центре Хиросимы с рассвета текли реки людей. В Конституции Японии записано, что страна “навечно отказывается от войны как суверенного права нации”, а парламентом приняты три ядерных принципа относительно вооружений: “не производить, не приобретать и не размещать”.
Аналогии между Японией и Беларусью здесь более чем уместны. Наша страна также испытала на себе страшные последствия атомного взрыва и стала первым государством в мире, добровольно отказавшимся от обладания “ядерной военной составляющей”. И в то же время Япония, а теперь и Беларусь, объявившая о намерении строить АЭС, опровергают известное изречение: что бы ни изобретал человек, получается оружие. Дело не в открытиях, а в том, как и для чего их используют. Атом тоже бывает мирным.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter