Грозит ли миру атомный Армагеддон?

Атом раздора

Эффект разорвавшейся бомбы (в прямом и переносном смысле) вызвало воскресное испытание в Северной Корее водородной бомбы. Поистине нет ничего тайного, что не стало бы явным. Пока в мире гадали, есть ли у КНДР атомное оружие или все устрашающие заявления из Пхеньяна всего лишь блеф, страна вплотную подошла к статусу ядерной державы. Остановить ее на этом пути не смогли ни угрозы со стороны США, ни международные санкции. И хотя ядерные амбиции КНДР давно раздражали Вашингтон, только новая администрация Дональда Трампа недвусмысленно дала понять, что готова решать северокорейскую проблему силовым путем. То есть вероятность открытого столкновения США и КНДР теперь возрастает.
Фото nevsedoma.uа

С  чьей-то “легкой” руки ситуацию вокруг Корейского полуострова уже называют Карибским кризисом нашего времени. Проблема же в том, что Северная Корея — это не Ирак, Ливия или Сирия, куда можно безнаказанно отправить армейскую экспедицию. Любая (будь то наземная или воздушная) военная операция против КНДР гарантированно вызовет мощный ответный удар по ее соседям и союзникам США — Южной Корее и Японии. Не исключено, что с применением ядерного оружия. Впрочем, и без него последствия такого столкновения труднопрогнозируемые. Северокорейская армия — четвертая в мире по численности и любому противнику способна нанести неприемлемый ущерб. В общем, по меткому наблюдению политолога Владимира Дворкина, теперь в мире “два непредсказуемых лидера. И если одного могут остановить институты, другого не может остановить никто”. 

В проигрыше от такого расклада все мировое сообщество. Происходящее, по сути, ставит жирный крест на идее нераспространения ядерного оружия в ее исходном виде. Даже если конфликт удастся повернуть в русло деэскалации (все-таки наличие ядерного оружия хорошо охлаждает даже самые горячие головы), многие страны получат сигнал к началу разработки собственных ядерных боеприпасов как единственной гарантии сохранения суверенитета.

— Из КНДР за границу на заработки выезжают сотни тысяч людей. Затешись среди них десяток-другой физиков и инженеров, ранее создававших оружие массового поражения для Пхеньяна, и через несколько лет “адские машинки” появятся в Сомали, Колумбии, Саудовской Аравии, Турции и в других государствах, — рисует возможный сценарий политолог и публицист Дмитрий Дробницкий. — К созданию собственного оружия “судного дня” семимильными шагами двинется Япония. Возможно, сделает это и Южная Корея. Израиль перестанет отрицать наличие у него ядерной бомбы, а Иран окончательно откажется от ядерной сделки с США, Россией и ЕС. 

В общем, режим нераспространения рухнет как карточный домик. Любая страна при наличии пары миллиардов долларов сможет позволить себе купить технологии, специалистов и топливо для смертоносных фугасов. Вот почему Совет Безопасности ООН единодушно проголосовал за введение новых жестких санкций против Пхеньяна. Ни Москва, ни Вашингтон, ни Пекин не в восторге от перспективы наблюдать за ежегодными региональными ядерными конфликтами, которые, несомненно, будут возникать по всему миру, когда Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) де-факто перестанет действовать. К тому же чем больше ядерных зарядов на планете, тем больше вероятность того, что технологии окажутся в руках террористов и радикальных исламистов, готовых на все ради достижения своих целей. 

Скажете, фантастика? Увы, но уже сегодня мир превратился в гигантский склад ядерных зарядов. По подсчетам ученых, только американский и российский арсеналы в сумме обладают мощностью, равной 6600 мегатоннам. Это десятая часть солнечной энергии, которую получает Земля каждую минуту. Между тем всего лишь одна современная атомная бомба способна уничтожить 1,4 миллиона человек. 

Есть ли выход из этой оружейной западни? С любопытной инициативой выступил на днях президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Он предложил легализовать статус государств, обладающих ядерным оружием. Здесь надо пояснить, что первоначально, в 1968 году, ДНЯО подписали только СССР, США и Великобритания. Франция и Китай присоединились к ним в 1992-м. Но в реальности ядерный клуб продолжал расширяться. Атомная бомба появилась в Индии, затем в Пакистане. Распад соцлагеря и крах СССР в начале 1990-х заставили Северную Корею озаботиться созданием собственного оружия массового поражения. Ядерная программа была у Пхеньяна и раньше, но она носила мирный характер. До поры до времени, находясь под покровительством СССР и Китая, КНДР чувствовала себя в безопасности. С изменением геополитической обстановки северокорейские коммунисты всерьез обеспокоились за суверенитет своей страны. Чем больше Штаты давили на Пхеньян, тем сильнее он вооружался. Так вот, предложение Назарбаева сводится к тому, чтобы к пятерке ядерных держав — США, России, Китаю, Великобритании и Франции — добавить еще четыре: Индию, Пакистан, Израиль и КНДР. И созвать саммит стран — обладателей ядерного оружия для совместного решения этой глобальной проблемы. Эту инициативу президент Казахстана озвучил во время открытия на территории Ульбинского металлургического завода в Усть-Каменогорске Банка низкообогащенного урана МАГАТЭ. Смысл проекта — создание гарантированного запаса сырья для производства ядерного топлива в государствах, не обладающих технологиями обогащения урана. Это позволит МАГАТЭ контролировать поставки низкообогащенного урана, тем самым препятствуя распространению ядерного оружия. 

Для Казахстана это не просто имиджевый проект. На момент распада СССР эта республика обладала четвертым по величине в мире ядерным потенциалом, который превышал арсеналы Франции, Великобритании и Китая, вместе взятые. Добровольно отказавшись от атомного оружия и закрыв испытательный полигон, Казахстан вправе выдвигать масштабные мировые инициативы. Впрочем, как и наша страна, всегда выступающая за мирное решение любых проблем и конфликтов на основе взаимоуважительного диалога. Кстати, совсем недавно, 29 августа, Беларусь представила в ООН проект резолюции о запрещении производства новых видов оружия массового уничтожения. Она направлена на продвижение идеи предотвращения гонки вооружений и создание механизма разоружения, который может быть запущен в случае критической ситуации.

Заявления о контроле над вооружениями и о разоружении все чаще звучат из других столиц. В частности, министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль выступил за вывод американского ядерного оружия с территории Германии. Несколькими днями раньше лидер немецкой социал-демократической партии Мартин Шульц также пообещал вывезти ядерное оружие США с территории ФРГ, если он станет канцлером по итогам предстоящих выборов. Сейчас в Германии, по неофициальным данным, размещено до двадцати ядерных боеголовок США. 

Во второй половине прошлого столетия мир не раз оказывался на грани ядерной войны. От катастрофы планетарного масштаба землян уберегло наличие у обеих сверхдержав огромного количества атомного оружия. Но сколь долго будет работать этот сдерживающий фактор? Будем реалистами: полностью избавиться от ядерного оружия вряд ли получится. Но свести к нулю риск его применения вполне возможно. Для этого нужна политическая воля всех сторон, переход от взаимных обвинений и угроз к полноценному диалогу, основанному на понимании той простой истины, что победителей в новой мировой войне точно не будет. 

Сколько в мире ядерного оружия 

По данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI), в начале 2017 года на США, Россию, Великобританию, Францию, Китай, Индию, Пакистан, Израиль и Северную Корею приходилось в общей сложности около 4150 оперативно развернутых ядерных боеголовок, размещенных на ракетах или на базах оперативных сил. Еще 10 785 находилось в резерве или в ожидании демонтажа. В целом ядерный арсенал составил около 15 тысяч единиц. При этом и Россия, и США имеют дорогостоящие программы модернизации ядерного оружия. Программа модернизации ядерного оружия США потребует минимум 1 триллион долларов в ближайшие 30 лет.

Пример для подражания

На территории Беларуси базировалась крупнейшая группировка ядерных ракет средней и меньшей дальности — около трети всего арсенала СССР. Суверенной Беларуси достались ракетные комплексы “Тополь”, способные нести заряд на расстояния до десяти с половиной тысяч километров. В июле 1993 года Беларусь присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия, став одним из первых государств, добровольно отказавшихся от обладания самым современным ядерным потенциалом. Причем сделала это без всяких предварительных условий и оговорок. 

Приветствуя присоединение Беларуси к ДНЯО в качестве неядерного государства, Россия, США и Великобритания предоставили нашей стране гарантии безопасности, зафиксировав свои обязательства в будапештском меморандуме 1994 года. Последние “Тополи” покинули белорусскую территорию в ноябре 1996 года.

konon@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter