Проект Белорусской АЭС получил мировое признание

Атом будущего

Эффект от БелАЭС пределами энергетической сферы не ограничится

Атомная электростанция близ Островца возводится с использованием самых передовых технологий. С толерантным ядерным топливом, которое позволит предотвращать аварии, подобные фукусимской. С собственным “цифровым двойником” и возможностью использования мирного атома за пределами энергетической сферы — в медицине и других отраслях. Такие прогнозы позволяет сделать прошедший в Сочи Х Международный форум “Атомэкспо-2018”, собравший около двух тысяч атомщиков и сотни журналистов из 68 стран. Среди них был и корреспондент “Народной газеты”.

Фото БЕЛТА

В подобных мероприятиях наша страна участвует с момента своего объявления о намерении войти в атомный клуб планеты. И практические результаты всегда не заставляют себя ждать. Прямо в ходе форума РУП “Белорусская АЭС” подписало рамочное соглашение о научно-техническом сотрудничестве с входящим в Электроэнергетический дивизион “Росатома” концерном “Росэнергоатом”. Документ стал логическим продолжением и закреплением результатов сотрудничества в области повышения безопасности и надежности эксплуатации АЭС.

Следует пояснить, что концерн “Росэнергоатом” — одно из крупнейших предприятий электроэнергетической отрасли России и единственная в стране компания, выполняющая функции оператора атомных станций. В его состав входят все 10 российских АЭС, сотрудничество с ним для Белорусской станции просто необходимо. Хотя бы в интересах повышения ее безопасности. Кроме того, нам интересен опыт “Росэнергоатома” по продлению срока эксплуатации станций. Заместитель гендиректора концерна — директор по производству и эксплуатации АЭС Андрей Дементьев сообщил участникам форума:

— На текущий момент 25 из 35 действующих энергоблоков концерна работают в режиме продленного срока эксплуатации. В 2017 году их вклад в общий объем выработки электроэнергии российских АЭС превысил 60 процентов. В ближайшие восемь лет предстоит обеспечить продление срока эксплуатации еще шести энергоблоков.

Но это вопросы неблизкой перспективы. А вот все нюансы поставок на нее ядерного топлива стоит просчитать заранее. Соответствующий контракт БелАЭС и российская топливная компания “ТВЭЛ” заключили еще в декабре 2017 года. Однако сочинский форум выявил и целый ряд новых перспектив, не оставляющих сомнений: нашу АЭС ждет много интересного. Некоторые детали этого приоткрыл старший вице-президент по коммерции и международному бизнесу АО “ТВЭЛ” Олег Григорьев:

— Мы поставляем исключительно референтное топливо. Оно обладает высокими потребительскими свойствами и улучшенными характеристиками. Есть и новые модификации. При подписании “длинных” контрактов в обязательном порядке предусмотрены постоянная модернизация и постоянное совершенствование. А мы разрабатываем принципиально новые виды топлива — толерантное, высокообогащенное. 

Конечно, подобное самосовершенствование диктуется прежде всего временем. В условиях обострения конкуренции (и атомный рынок — не исключение) любое производство вынуждено динамично развиваться. Но для нашей страны и ее строящейся атомной электростанции это только плюс, говорит Олег Григорьев:

— Первые поставки топлива в Беларусь мы сделаем в рамках большого контракта на строительство Белорусской АЭС, дальше поставки пойдут в рамках прямого контракта, подписанного в прошлом году. Базовое топливо мы, безусловно, будем развивать и совершенствовать — выполнять любые требования заказчика.

Вместе с толерантным топливом в Островец придет и вторая АЭС. Цифровая. Смысл таких инноваций директор по системной инженерии и информационным технологиям инжиниринговой компании “АСЭ” Вячеслав Аленьков объясняет так:

— Именно поэтому на протяжении нескольких последних лет Группа компаний “АСЭ” создает платформу Multi-D. В ее разработке задействовано 13 технологий, включая потоковые данные, облачные и туманные технологии, искусственный интеллект и машинное обучение, технологии роботизации процессов, информационной и кибербезопасности. Основным продуктом должна стать информационная модель объекта, на этапе эксплуатации подключенная в режиме реального времени к своему физическому объекту. То есть “цифровой двойник”.

Руководитель “Росэнергоатома” Андрей Петров поясняет:

— Когда мы говорим о следующем шаге цифровизации — цифровом шаблоне, мы ведем речь о приходе ИТ-технологий в процессы управления атомными станциями. Цифровые решения позволяют нам в первую очередь повысить скорость и улучшить качество принимаемых управленческих решений.

Теоретически все верно. Но не повысит ли такая цифровизация уязвимость нашей АЭС, задаю вопрос генеральному директору РУП “Белорусская атомная электростанция” Михаилу Филимонову. Тот успокаивает:

— Все вопросы обеспечения безопасности цифровых вычислительных систем учтены в соответствии с действующим законодательством в области информации, информатизации и защиты информации. При этом используется опыт лучших мировых практик, основанных на международном стандарте ISO 27001.

Еще одним трендом работы нынешнего форума стало неэнергетическое использование мирного атома. Аналитики прогнозируют сужение потенциального рынка по продаже мощных энергоблоков. В результате корпоративная терминология атомщиков пополнилась понятием “второе ядро бизнеса”. Задействованное, например, в ядерной медицине. В Сочи не раз говорилось о том, что доходы по “второму ядру” неплохо бы нарастить в 2030 году до 30 процентов от общей выручки. 

Для нашей страны атомные перспективы становятся очевидными уже сегодня. И это еще раз подчеркивает, что ядерная энергетика — это не только настоящее планеты. Это и ее будущее. Понимание этого — залог развития любого государства. Кстати, на нынешнем форуме “Атомэкспо” в Сочи впервые вручали Atomexpo Awards — международную профессиональную награду за выдающиеся заслуги компаний мировой индустрии, внесших значительный вклад в развитие атомной отрасли. На победу претендовали 22 страны, номинаций же было только пять. Наша страна оказалась в пятерке лучших — проект Белорусской АЭС был признан “Лучшим стартом”.

ГОВОРЯТ УЧАСТНИКИ ФОРУМА

Владимир Семашко, заместитель Премьер-министра Беларуси:

— Мы ставили задачу, абсолютно реальную задачу уже к концу 2019 года пустить первый блок. Не просто пустить, а к концу года выйти на проектную мощность и включить полностью в систему. И ровно через полгода, к 1 июля 2020 года, запустить второй блок. Общественное мнение Беларуси за то, чтобы быть станции. Думаю, что за этим последуют через короткое время еще два блока. Кроме того, в ближайшие два года в стране можно создать инфраструктуру для зарядки электромобилей. Подготовлен проект соответствующего указа, сейчас он на рассмотрении.

Сергей Кириенко, первый заместитель руководителя Администрации Президента России:

— За последние десять лет в мире введено в эксплуатацию 52 новых атомных энергоблока, на стадии строительства находится еще 59 новых блоков в 17 странах. Суммарная мощность атомной генерации выросла за это время более чем на 23 гигаватта. Как минимум, это означает, что парк мировых АЭС за десять лет позволил предотвратить выброс в атмосферу около 20 миллиардов тонн углекислого газа.

Агнета Ризинг, генеральный директор Всемирной ядерной ассоциации WNA:


— В следующем году первый энергоблок будет запущен в Островце. Ведется строительство первого энергоблока АЭС в Бангладеш. В Турции и Египте успешно стартовали работы по подготовке к строительству. Эти страны-новички в мире атомной энергетики развивают свои планы в партнерстве с компаниями, обладающими десятилетиями опыта строительства и эксплуатации в этой сфере.

osipov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter