Николай Радзивилл Черный — одна из самых ярких фигур истории

Атлант кальвинизма

Вся деятельность канцлера была направлена на укрепление государственной самостоятельности Великого Княжества Литовского и борьбу с теми представителями магнатских и шляхетских кругов, которые ратовали за полное объединение с Королевством Польским (а точнее, включение ВКЛ в состав западного соседа)


Николай Радзивилл родился 4 апреля 1515 года в Несвиже. Этот город отец его, Ян Николай, получил во владение как приданое жены, Анны из рода Кишек. В княжеской семье воспитывалось четверо детей: двое мальчиков, Николай и Ян, и две девочки, Анна и София. После ранней смерти родителей сирот взял под опеку их влиятельный дядюшка, знаменитый полководец, воевода виленский Ежи Радзивилл. Именно он, как только Николаю исполнилось четырнадцать лет, определил его в Краков, на королевский двор короля польского, великого князя литовского Сигизмунда I Старого. В Кракове Радзивилл познакомился с сыном и наследником короля Сигизмундом Августом, который был младше его на пять лет. Они пронесли свою дружбу через всю жизнь. До 1532 года Николай Радзивилл почти постоянно пребывал подле Сигизмунда Августа, но потом, став совершеннолетним, вернулся в Великое Княжество.

В 1544 году молодой князь получил свою первую государственную должность — маршалка земского. В это время утративший своего отца Сигизмунд Август стал единовластным правителем Королевства Польского и Великого Княжества Литовского. Дружба с монархом способствовала самореализации Николая Радзивилла, но он не был аморфным придворным обитателем. Как лучшего друга и проверенного человека король использовал его для выполнения самых ответственных поручений. Так, в 1549 году Николай Радзивилл принял участие в качестве предводителя в военных действиях против крымских татар, которые совершили набег на Волынь, и наголову разгромил их. Он показал себя настолько способным полководцем, что Сигизмунд Август издал указ о назначении его гетманом великим литовским. Радзивилл отказался, так как не имел особого желания заниматься военными делами. Гораздо больше его привлекала дипломатическая деятельность. В следующем году он получил пост канцлера Великого Княжества Литовского. На виленском сейме, проходившем в 1554—1555 годах, именно благодаря инициативе Черного и его единомышленников было заключено соглашение о том, что в случае войны с Иваном Грозным поляки помогут литвинам войсками. Одновременно с этим Радзивилл делал все возможное для того, чтобы сохранить мир с восточным соседом. В 1555 году с русским монархом было заключено перемирие на 6 лет.

Вся деятельность канцлера была направлена на укрепление государственной самостоятельности Великого Княжества Литовского и борьбу с теми представителями магнатских и шляхетских кругов, которые ратовали за полное объединение с Королевством Польским (а точнее, включение ВКЛ в состав западного соседа). Еще осенью 1551 года на сейме в Вильно Черный решительно выступил против переговоров с польской делегацией, которая намеревалась решить вопрос о государственной унии. В тот раз Радзивилла поддержал и Сигизмунд Август, выдавший привилей, в котором гарантировал Великому Княжеству Литовскому самостоятельность.

В борьбе за независимость Великого Княжества Литовского Черный решил использовать и охватившее в то время почти всю Европу (в том числе и Беларусь) реформаторское движение. В нем участвовали люди разных сословий, а люди государственного ума видели единственный способ избегнуть зарубежного религиозно-идеологического влияния. Они понимали, что католичество несет ополячивание, а православие ведет к русификации. Реальную идеологическую основу, которая стала бы опорой независимости, по разумению Николая Радзивилла и его сторонников, могла дать только реформаторская церковь.

Черный поддерживал тесные связи с руководством всех основных протестантских течений княжества — лютеранами, кальвинистами и антитринитариями. И стремился объединить для осуществления главной цели — получения самостоятельности государства. В 1555 году он официально принял учение Кальвина. Многие магнаты брали с него пример. Николай Черный и его последователи начали расширять протестантское движение в Великом Княжестве Литовском. Они основывали храмы, организовывали в городах и местечках школы, приюты, типографии. Сам Черный, к примеру, открыл в своих владениях 132 храма. В своей резиденции Несвиже он собрал цвет реформации. Для пропаганды идей своих единоверцев и для более плодотворной деятельности открытых им соборов Черный и его сторонники приглашали из Европы талантливых проповедников.

Одним из них был приехавший в 1558 году в Вильно Симон Будный (в скором времени он переехал в Клецк). Через два года владелец Несвижа открыл в своем городе типографию. Здесь в 1562 году Симоном Будным была напечатана первая белорусскоязычная книга на нашей земле — прославленный “Катехизис”. Тут же была издана и книга “Об оправдании грешного человека перед Богом”.

Результаты деятельности Николая Радзивилла Черного были довольно ощутимы. Уже в 1563 году он добился от Сигизмунда Августа привилея равноправия в Великом Княжестве Литовском всех вероисповеданий. Казалось, что до достижения полной независимости Великого Княжества Литовского рукой подать. Однако наступившие события помешали этому.

В 1558 году московский царь Иван IV начал войну за завоевание Прибалтики. На этих территориях тогда существовали Рижская архиепископия, Ливонский рыцарский орден, дерптское и ревельское епископства. Ливонию разрывали междоусобные войны. Войска Ивана Грозного на первом этапе добились больших успехов. Но против войны выступила часть московских бояр. Иван IV решил “своими методами” достигнуть “единства мыслей”. На время наведения порядка он заключил с Ливонией перемирие. Магистр ордена немедленно обратился к Сигизмунду Августу за помощью.

После долгих переговоров, в которых немаловажную роль сыграл князь Радзивилл, ливонцы согласились пойти под протекторат короля польского и великого князя литовского. Черный сообщил об этом согласии на раде в Вильно. По его предложению 31 августа 1559 года был подписан договор, согласно которому большая часть Ливонии вошла в состав Великого Княжества Литовского (кроме северных ее территорий, присоединившихся частично к Швеции, частично к Дании). Польские магнаты от участия в этом договоре отказались. На своем сейме они заявили, что не желают конфликтовать с Иваном Грозным. В скором времени Великое Княжество Литовское было втянуто в войну.

Что же касается Ивана Грозного, то первый удар он нанес по Ливонии. После нескольких поражений Ливонский орден распался. Русские войска захватили восточные земли Латвии и Эстонии. Швеция — Эстляндию. Последний магистр Ливонского ордена Готтард Кетлер объявил о его секуляризации. Он подписал 28 августа 1561 года акт о подчинении Ливонии одновременно Великому Княжеству Литовскому и Королевству Польскому на правах автономии, а сам стал вассалом Сигизмунда II Августа и герцогом Курляндии. Для управления вновь приобретенной автономной территорией нужен был человек, обладающий недюжинными администраторскими и дипломатическими способностями.

Николай Радзивилл согласился с Сигизмундом Августом, что в княжестве необходимо провести судебно-административную реформу. Именно благодаря его усилиям в июле 1564 года был издан такой документ, как Бельский привилей, который объявлял об образовании шляхетских сословных судов и об отделении их от великокняжеской администрации на местах. Шляхта и юридически, и фактически выходила из подчинения магнатам. Власть магнатов была ограничена. Затем Черный добился образования органов местного самоуправления — поветовых сеймиков. Потеря привилегий магнатами и ослабление великокняжеской власти были компенсированы тем, что удалось добиться консолидации всех слоев феодального сословия.

Впрочем, увидеть успехи своих начинаний Черный не смог. 29 мая 1565 года он умер в своем имении Лукишки неподалеку от Вильно. За день до смерти написал завещание, в котором назначил Астафия Воловича опекуном своих сыновей Миколая, Юрия, Альбрехта и Станислава. Папский нунций Ян Камедони, который не без оснований считал Николая Радзивилла Черного “наиболее опасным для Рима человеком в Великом Княжестве Литовском”, спешил уведомить Ватикан, что “умер человек, наимогущественнейший не только в Литве, но и всех краях этого государства”.

Для нас же Радзивилл Черный остался реформатором, атлантом кальвинизма, влиятельным политическим и государственным деятелем своего времени.

Николай Богодзяж, писатель, историк
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter