Атака на «Газпром»

У России пытаются выбить «энергетические козыри»Не успела Еврокомиссия 19 сентября опубликовать пакет из пяти законодательных актов, направленных на либерализацию рынка газа и электроэнергии ЕС и его защиту от экспансии компаний из третьих стран, как эстонское правительство не выдало российско-германской компании Nord Stream AG разрешение на исследовательские работы в своих территориальных водах.

Теперь «Северному потоку», в прошлом амбициозному Северо-Европейскому газопроводу (СЕГ), грозит незавидная судьба проекта-«подкидыша», который горячие эстонские и финские парни по очереди будут перебрасывать друг к другу. Так сказать, «издержки независимости».
Но дело тут, конечно, не в специфическом финно-угорском юморе, когда Миллеру, Шредеру и Ко из Хельсинки сначала отказывают в строительстве компрессорной станции, а потом вообще советуют провести свою «трубу» южнее, в эстонских водах, потому что там «дно более ровное», а в ответ из Таллина высказывают опасения насчет того, будто исследования этого более ровного дна несут угрозу их национальной безопасности.
Дело в том, что те противоречия между США и Европой, на которых, собственно, и намеревался сыграть свою балтийскую игру «Газпром», очень быстро сошли на нет, и «атлантическая солидарность» снова стала хитом политического сезона. А следом за политикой идет и экономика.
И уже никого в ЕС, оказывается, не интересует германский энергетический суперконцерн E.On, с которым «Газпром» долго и настойчиво развивал «особые партнерские отношения», доставшиеся в наследство от RuhrGaz`а. Настолько особые и партнерские, что помимо пакета акций самого «Газпрома» (6,43 процента) E.On`у был дан зеленый свет и в деле приватизации РАО «ЕЭС России». Совсем недавно ему разрешили за 146,5 миллиарда рублей приобрести 69 процентов акций Оптовой генерирующей компании (ОГК-4), включающей пять современных тепловых электростанций, расположенных в самых экономически привлекательных регионах России: Сургутскую ГРЭС-2, Березовскую, Шатурскую, Смоленскую и Яйвинскую ГРЭС.
В ответ «Газпром» рассчитывал с помощью E.On`а проникнуть на рынки европейских стран, прежде всего английский. В частности, партнеры рассчитывали на паях купить суперсовременную британскую электростанцию Baglan Bay. Однако и эта сделка оказалась заблокирована британским правительством, а сам E.On оказался под угрозой насильственного расчленения на несколько конкурирующих компаний.
Для «ведомства Миллера», поставившего в прошлом году европейским потребителям 161,5 из 556 миллиардов «кубов» газа  собственной добычи и намеренного еще активнее расширять экспорт на Запад, утрата подобного «симбиоза» с крупным европейским энергоконцерном едва ли не смерти подобна.
Тем более что его отношения с традиционными транзитными посредниками, наподобие Украины и Беларуси, трудно назвать безоблачными. Не случайно Александр Лукашенко уже обозначил крайне жесткую позицию по переговорам на 2008 год – повышение цены российского «голубого золота» не более чем на 15—20 процентов, или, в противном случае, соответствующее повышение стоимости газового транзита через территорию республики.
Вряд ли подобную позицию официального Минска стоит воспринимать как проявление каких-то «неадекватных амбиций». Напротив.  до сих пор неясно, чем закончится эпопея с досрочными выборами украинского парламента (и закончится ли она вообще чем-либо – вариантов развития событий достаточно много). Ясно только одно: пока на стороне «Газпрома» парадоксальным образом играет президент В. Ющенко, чьи интересы определенным образом учтены в деятельности компании RosUkrEnergo.
Но ведь надо понимать, что в случае установления в Украине «президентской республики» нынешние кондиции экспорта энергоносителей через территорию «незалэжной» будут подвергнуты не менее, а, возможно, даже более строгому пересмотру, чем в случае прихода к власти оппонирующих Ющенко и Ко политических сил, будь то Партия Регионов или Блок Юлии Тимошенко.
Возможно, у Виктора Степановича Черномырдина есть на этот счет какие-то иные соображения, однако вариант «хотели как лучше, а получилось как всегда» в нынешнем Киеве для «Газпрома» просматривается уже на удивление четко. Стоит напомнить, что без украинских подземных газохранилищ транзит «Газпрома» захлебнется в течение максимум трех-четырех месяцев – наша «естественная монополия» все эти годы работала на доставшейся от советских времен инфраструктуре, даже не пытаясь приспособиться к новым геополитическим реалиям.
И вряд ли нынешней команде, работающей на улице Наметкина, удастся хоть как-то повлиять на предстоящее голосование в Европарламенте по предложениям Еврокомиссии. Европа четко видит стратегические цели своей энергополитики: создание «рынка потребителя» вместо «рынка продавца».
Не менее четко проработаны и методы достижения этой цели: жесткие требования диверсификации поставок (поэтому максимальную поддержку ЕС получают любые альтернативные российскому маршруты поставок энергоносителей из Центральной Азии, включая трубопровод Баку – Тбилиси – Джейхан) и свободного доступа евроинвесторов к российским объектам энергетики и месторождениям углеводородного сырья – без всяких ответных преференций российской стороне. Особое место в последнем сценарии получит, судя по всему, поддержка «прав коренных народов России» на недра страны, пока являющиеся, согласно Конституции, общефедеральной собственностью.
Иными словами, на «Газпром» организована очередная атака с Запада, которая в ближайшее время может весьма негативно сказаться на состоянии дел не только этой корпорации, но и всей России.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter