Атака, а потом удар

Знаете ли вы, что жизнь руководителей трех государств, разгромивших фашистов в ХХ веке, унесла одна и та же болезнь? Президент Америки Франклин Рузвельт и лидер СССР Иосиф Сталин ушли в мир иной после обширного кровоизлияния в мозг. Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль перенес серию микроинсультов. И хотя у каждого правителя своя наследственность, их жизнь оборвалась по одной и той же причине...

Знаете ли вы, что жизнь руководителей трех государств, разгромивших фашистов в ХХ веке, унесла одна и та же болезнь? Президент Америки Франклин Рузвельт и лидер СССР Иосиф Сталин ушли в мир иной после обширного кровоизлияния в мозг. Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль перенес серию микроинсультов. И хотя у каждого правителя своя наследственность, их жизнь оборвалась по одной и той же причине...

Грозное предупреждение

Инсульт, увы, косит всех без разбору. Тут как в боксе: вначале атака, потом удар. И хотя считается, что катастрофа сосудов происходит внезапно, у заболевания есть свои предвестники.

— Это транзиторные ишемические атаки, или микроинсульты, — вносит ясность доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой неврологии и нейрохирургии БелМАПО Владимир Пономарев. — По сути, это грозное предупреждение человеку о том, что у него проблемы со здоровьем. Через некоторое время в том же месте возможна закупорка сосуда или его разрыв, а это уже инсульт. Если не лечить гипертонию, не обращать внимания на высокий уровень “вредного” холестерина и сахара в крови, рано или поздно придется столкнуться с тем, что разовьется транзиторная, или преходящая, ишемическая атака, — предупреждает специалист. — Вас должны насторожить такие симптомы, как нарушение речи, двигательных функций в руке или ноге, беспричинная интенсивная головная боль, резкое головокружение, обморочное состояние. Если удастся вовремя и правильно отреагировать на первые звоночки, иногда можно избежать большого инсульта. Ведь очень важно, чтобы все эти симптомы ушли в течение 24 часов. А если состояние человека не меняется, впору бить тревогу — это инсульт.

Профессор обращает внимание на то, что все перечисленные симптомы не всегда проявляются в совокупности. Например, у человека становится затрудненной речь, и ничего больше — это серьезный симптом, который требует немедленного обращения к врачу. Или появляется резкое головокружение на фоне нормального или повышенного давления, происходит частичная потеря зрения или слуха, двоение в глазах — в таком случае тоже нужно поспешить за медицинской помощью.

Понятно, что все эти проблемы не возникают на пустом месте. Есть немало причин, которые обычно и запускают механизм развития транзиторной ишемической атаки.

Не более чем заблуждение

— Наши пациенты довольно часто говорят: мол, Черчилль пил и курил, напряженно работал по 14—16 часов в сутки и прожил долгую жизнь — умер в 93 года. Но такой наследственностью могут похвастать далеко не все, —  замечает профессор. — И даже признанного здоровяка Черчилля тоже одолел инсульт.

Проблема в том, что когда человек, перенесший транзиторную ишемическую атаку, не придает ей значения, вероятность развития инсульта возрастает. Где тонко, там и рвется.

Идем на опережение

Но возможно ли, чтобы за атакой не последовал удар?

Профессор Пономарев отвечает утвердительно. Правда, уточняет специалист, придется выяснить, какой фактор риска привел к этому состоянию. Если виновник — высокое артериальное давление, то его снижают, но не до нормального уровня, а того, который был до микроинсульта, плюс 10 мм ртутного столба. С другой стороны, резкое снижение давления чревато нехваткой кислорода, которую начнет испытывать мозг, предупреждает профессор Пономарев. В таком случае инсульт разовьется не из-за высокого, а уже из-за низкого давления.

По мнению врача-невролога, прием препаратов, контролирующих артериальное давление, не должен быть жесткой константой. Ориентироваться нужно на свое самочувствие. Есть такое понятие, как целевое артериальное давление. Если давление ниже целевого, пациента будут донимать шум в голове, головокружения, головная боль, возникнут провалы в памяти.

Нельзя бездумно снижать и холестерин в крови.

— Уровень общего холестерина не является фактором, с которым следует бороться, — предостерегает от ошибок лечения специалист. — Холестерин состоит из двух фракций — “полезной” и “вредной”. Первая необходима для обеспечения работы печени, выработки половых гормонов. Вторая формирует атеросклеротические бляшки внутри сосуда. Прежде чем браться за лечение, сделайте анализ крови на липидный профиль. Уровень липопротеидов низкой плотности высок? Начинайте борьбу с помощью диеты, физических нагрузок и препаратов группы статинов. А просто снижая холестерин можно довести, например, мужчин даже до импотенции. Необходим и прием препаратов-антиоксидантов, улучшающих мозговой кровоток, помогающих клеткам сердца и головного мозга брать из крови больше кислорода.

— Нужно ли принимать аспирин для разжижения крови и борьбы с тромбами? — интересуюсь у специалиста.

— Во всем мире один из доказанных способов профилактики транзиторных ишемических атак и инсульта — прием препаратов аспиринового ряда: аспирин, кардиомагнил и т. д. Но применять их можно, если нет проблем с желудком, повышенной свертываемости крови, — предупреждает доктор. — Если пренебречь этим, можно заработать такие грозные осложнения, как язва желудка, язвенное кровотечение, столкнуться с другими проблемами.

Лекарство на тарелке

Для профилактики транзиторных ишемических атак и инсульта важно придерживаться и рационального питания с преобладанием в рационе рыбы, овощей и фруктов, оливкового масла и красного вина.

— Лет тридцать назад в Скандинавских странах заболеваемость инсультами была довольно высокой, — приводит пример профессор. — В пище населения преобладали жиры, люди употребляли много поваренной соли, алкоголя и т. д. Тогда была принята национальная программа борьбы с инсультами. Переоснастили медучреждения, широко внедрили тромболизис — метод растворения тромбов. Вторую часть средств направили на профилактику. Координаторы программы позаботились о том, чтобы производители добавляли в продукты меньше жиров, поваренной соли и сахара. Результат: сегодня в Скандинавских странах самые низкие показатели по транзиторным ишемическим атакам и инсультам — наиболее распространенным болезням цивилизованного общества, которые уносят жизни людей.

В мире смертность от инсультов и инфарктов на третьем месте. К сожалению, и в Беларуси тенденций к снижению распространенности этой грозной патологии пока не наблюдается.

Ищем виновников

Первое. Наследственность. Если в вашей семье родственники страдали инфарктом или инсультом, они могут передать предрасположенность к этим болезням и своим детям. У каждого из нас есть ген, определяющий антиоксидантные свойства крови. Другими словами, способность головного мозга защищаться от нехватки кислорода, объясняет профессор Пономарев. Для выживания человека этот механизм крайне важен, ведь мозг очень чувствителен к недостатку кислорода — может прожить лишь пять минут без него, после чего начинает погибать. Если антиоксидантная защита нарушена, то неуклонно возрастает и риск развития транзиторной ишемической атаки. Поэтому, если у вас отягощенная наследственность, то уже с 35—40 лет придется “общаться” со своим здоровьем на “вы” и постоянно наблюдаться у специалистов.

Однако в жизни зачастую все происходит с точностью до наоборот. Большинство пациентов предпочитает игнорировать предупреждения докторов. Как только заболит голова, сразу хватаются за анальгин или пенталгин, даже не пытаясь выяснить причину боли. А ее могут вызвать как повышенное или пониженное артериальное давление, замедление тока крови, так и прединсультное состояние.

Второе. Пожилой и старческий возраст. По оценкам ВОЗ, микроинсультам чаще других подвержены люди старше 75 лет. Чем продолжительнее жизнь человека, тем выше риск транзиторной ишемической атаки (ТИА) и инсульта. Хотя бывают и трагические исключения, когда болезнь бьет по молодым.

Третье. Нарушение режима труда и отдыха. От избыточной физической либо эмоциональной нагрузки здоровью пользы никакой.

Четвертое. Постоянные стрессы. Они способны выбить почву из-под ног даже у стойких оптимистов.

Пятое. Резкие и неожиданные движения. Если человек спит, а у него рядом с ухом вдруг резко зазвонит будильник, то в 40 процентах случаев это заканчивается микроинсультом и даже инсультом, предупреждает Владимир Пономарев. Резкий звук провоцирует спазм сосудов головного мозга, поэтому держите будильник подальше от головы.

 Совет специалиста

Какие исследования помогут выяснить, не грозит ли вам микроинсульт?

В первую очередь надо исследовать проходимость сосудистой системы головного мозга. С этой целью обычно выполняются ультразвуковая допплерография и цветной картированный допплер.

Есть также дополнительные методы исследования — МР-ангиография, или магнито-резонансная ангиография, либо КТ-ангиография, при которой пациенту внутривенно вводится контрастное вещество.

При МР-ангиографии компьютер самостоятельно виртуально выстраивает сосудистую систему и показывает ее на экране монитора, а при КТ-ангиографии видна реальная картина — разрыв сосуда, тромбоз, расширение стенки сосуда, или аневризма, и т. д.

Не следует для оценки мозговой гемодинамики ориентироваться на результаты реоэнцефалографии (РЭГ). Значимость этой “устаревшей” методики часть врачей и пациентов необоснованно переоценивают. Между тем РЭГ косвенно характеризует лишь сиюминутное состояние мозгового кровотока, которое может стать совершенно иным после обычного приседания.

Именно поэтому на результаты этой методики нельзя ориентироваться ни с диагностической целью, ни тем более основывать на них выбор лечения.

Важно
Количество ТИА и инсультов зависит не от сезонности, а от колебаний атмосферного давления, поэтому к прогнозам метеорологов следует относиться со всей серьезностью. Как только атмосферное давление падает, количество острых мозговых катастроф растет.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter