С безумной любовью к небу и крыльям. Мы познакомились с лучшими представителями 61-й авиационной истребительной базы

Асы набирают высоту

ДИКИЙ рев, бешеная скорость и дух опасности. У меня, впервые видящей истребитель в движении, просто захватывало дух, и даже стоять с ним рядом было страшновато. Но что с меня взять. А военнослужащие 61-й истребительной базы уже давно не боятся и не удивляются. Настоящий пилот, говорят, должен быть в кабине самолета как рыба в воде. Только в воздухе.


Для командира базы полковника Юрия Пыжика (на снимке), свободного времени у которого практически нет, полеты — обязательная часть дня. Вот и со мной он общается, только-только покинув кабину новенького истребителя Су-30СМ:


— Летать на таких машинах — одно удовольствие: новое поколение, электроника, современные технологии. Одним словом, летающий гаджет. Особенно если сравнить с более старым МиГ-39, где все аналоговое. У нас таких сейчас четыре, ждем еще восемь.

Биография командира базы захватывает. Он из деревни Новое Село Волковысского района. Когда-то на аэродроме в России работал техником отец, и мальчишка часто ходил смотреть, как он чинит «воздушных коней». Так и привилась огромная любовь к небу и самолетам.


— Учился в Черниговском авиационном училище, — рассказывает Юрий Пыжик. — Поступали туда ребята со всего СССР, отбор был серьезный. Что и привело к результату: среди однокашников много достойных специалистов. Даже космонавт есть — Анатолий Иванишин. Особенно строго отбирали на первый полет: из 32 человек моей группы прошли только 16. Первый старт никогда не забуду. Когда разрешили полететь одному в кабине — даже запел!

Юрий Николаевич служил под Ростовом-на-Дону, в Поставах, Лиде и остался в Барановичах. За годы работы происходило многое, все же летчик — сложная профессия. И нештатные ситуации тоже случались.

— Был в небе с летчиком, управление начало шалить, — вспоминает командир. — Надо было машину посадить аккуратно. Помню, так штурвал выкручивал, что даже рука посинела. Справились, хоть и была команда катапультироваться. Это жизнь, до последнего надо бороться. Так я стал кавалером ордена «За личное мужество».


Слушая полковника, удивляюсь его спокойствию. Юрий Николаевич объясняет:

— Спокоен, потому что летчик всегда должен быть сосредоточен и быть готовым включать холодный ум. Немного, правда, волнуюсь перед каждым полетом, хоть их уже сотни. Здоровый страх должен присутствовать — бесстрашным в самолете не место.

Едва ли не каждый на базе горд тем, что работает с таким асом. Но это — летчики, офицеры, элита ВВС, за плечами у которых специальная подготовка. Но и у рядового состава, обслуживающего персонала тоже своя сфера ответственности.

Сержант Владислав Дерман, призывавшийся из соседнего агрогородка Звездный, это прекрасно понимает:

— Здесь каждый строго отвечает за свое дело. Я — за воздух. Моя обязанность — подготовить машину к полету. Работа отчасти рутинная, но все равно, когда видишь, как «твоя» машина взмывает в воздух, радуешься и волнуешься, будто в первый раз. Наверное, поэтому решил остаться здесь контрактником. Обещают хорошую зарплату, а значит, есть шанс построить квартиру, завести семью.

Понимает парня и командир технической роты капитан Сергей Качкарь. Интересный факт: когда-то он учился на кондитера. Но потом его, как и Владислава, призвали в армию, и вот уже 13 лет Сергей не изменяет профессии:

Командир технической роты капитан Сергей Качкарь проводит строевую подготовку.

— Для меня главный принцип — показать ребятам, что здесь тоже можно хорошо работать. Сам прошел путь от рядового до офицера, дослужился до командира роты, теперь со мной 41 военнослужащий. Рассказываю им про возможности, помогаю по физо подтянуться. У нас много контрактников, и это и хорошо: все знакомы, дружны, как большая семья.

Старший сержант Ольга Юрчик.
Удивительно, но на базе часто встречаешь девушек. Они тоже здесь на контракте. Прошлое Ольги Юрчик было тесно связано с мелом, грифельной доской и азбукой. Теперь же она носит погоны и военную форму. Девушка родом из деревни Сенежицы Новогрудского района. Офицером хотел быть отец, а Ольга и ее брат реализовали мечту папы.

— Отец часто представлял, кем мог бы сейчас быть по званию, пойди он на службу. Мы слушали и вдохновлялись, поэтому выбрали армию. Брат — в Минске, я — здесь. Получилось достаточно забавно, ведь по образованию я учитель начальных классов и рисования. Позже, во время учебы, поняла, что военное дело — мое. Сразу было непривычно. У военнослужащих свои правила: воинское приветствие, внешний вид без изъянов, дисциплина. Первое время казалось, что все делаешь неправильно, неуклюже. Но если привыкаешь к этому, назад дороги нет, — рассказывает Ольга.

Хрупкий старший сержант — механик-радиотелеграфист в батальоне связи и радиотехнического обеспечения. Основная часть ее работы связана с передачей и приемом сигнала азбуки Морзе.

— Запомнить комбинации точек и тире нелегко, несколько месяцев учили. Главное — иметь музыкальный слух, — удивляет меня девушка и поясняет: — Каждая буква имеет свой напев. Выучить сухую комбинацию гораздо сложнее, а в импровизированной «песне» другая ситуация.

В этом году профессиональный праздник — День военно-воздушных сил Беларуси — выпадает на 16 августа. Его по традиции отметят во всех воинских частях ВВС и ПВО. Главное, чтобы не подвела погода. Ведь основное зрелище для зрителя — полеты, а их наши асы всегда демонстрируют захватывающе.

krush@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter