Ас виртуальный и реальный

Белорусские авиаторы побеждают в международных компьютерных сражениях
Белорусские авиаторы побеждают в международных компьютерных сражениях

Что бы вы подумали, если бы в вашей квартире посреди ночи раздался пронзительный крик: «Прикрой, атакую!»? А вот домашние капитана Владимира Петреева к ночным атакам уже привыкли. Днем борттехник Петреев летает на настоящем боевом вертолете Ми–8, ночью, в свободное от работы и домашних дел время, на виртуальном Ла–5, легендарном истребителе времен Великой Отечественной войны. На таком, если помните, крушил «мессеров» и «фоккеров» знаменитый Маэстро из любимого всеми поколениями кинофильма «В бой идут одни «старики». В своей ночной жизни Владимир — командир истребительного звена виртуальных летчиков, оно же — команда «Форсаж». После полуночи компьютерное воздушное пространство заполняют пилоты из разных стран мира, чтобы сразиться за честь своей страны.

Владимир распахнул передо мной дверь скромной двухкомнатной квартирки в одном из старых районов Минска и пригласил меня в святая святых, комнату, которую во временное пользование ему выделили уехавшие куда–то родственники и откуда происходят виртуальные вылеты. Собственного жилья у квартиранта пока нет. Впрочем, о бытовых неурядицах командир виртуального звена долго не распространялся. В двух словах объяснил, что к чему, и махнул рукой: дескать, не о том разговор. «Смотри–ка лучше сюда», — усевшись за компьютер, скомандовал капитан и замер перед монитором. Замелькали фрагменты какого–то яростного сражения, в котором Ла–5 показал себя во всей своей стремительной красе. Пилот с азартом мальчишки и навыками зрелого профессионала то закручивался в «мертвой петле», то стремительно пикировал с большой высоты, проделывая очередной обходной маневр, и в нужный момент нажимал боевую кнопку, поливая противника огнем.

Кем быть? Ответ на этот вопрос у Петреева нашелся как–то сам собой. Хотя лично мне помнится, что в начале 90–х, когда будущий авиатор поступал в военное училище, престиж армии сильно упал, и до момента ее подъема было еще далеко. Слово «офицер» не вызывало в тогдашних 18–летних никакого трепетного отклика, куда слаще звучали неологизмы «рэкетир», «валютчик», «челнок», наконец. Только не для Петреева. На несколько минут пилот оставил в покое джойстик, во всех деталях повторяющий ручку управления самолетом и рычаг управления двигателями. Задумался. «Слушай, а знаешь, ведь я чуть было танкистом не стал», — сказал и сам испугался, что могло не быть в его жизни неба — реального и виртуального. Курсант Петреев был переведен на специальность «инженер по ремонту и эксплуатации летательных аппаратов и авиационных двигателей» силовым решением руководства училища. Сперва грустил. Но уже во время первой практики будущий командир виртуальных асов очаровался грациозностью и величественностью крылатых машин, которые доверяются человеку целиком: от сердца–мотора до сильных ног–шасси. А бортинженер — это своего рода их лечащий врач. Перед каждым вылетом он обязан поставить правильный диагноз всем жизненно важным системам самолета или вертолета. Как известно, в небе ошибки, совершенные на земле, стоят дорого.

Впрочем, с курсантской скамьи на летную должность Владимир не попал. Распределился на базу хранения авиационной техники. «Может, оно и к лучшему, что так получилось, — не выказал огорчения мой собеседник. — За время наземной службы технику освоил в доскональности. Эти навыки позже очень пригодились». Своего случая Владимир Петреев все–таки дождался: при первой же возможности прошел специальные подготовительные курсы и перевелся в 50–ю смешанную авиационную базу в Мачулищах. И опять судьба внесла коррективы. Планировал летать на самолетах Ан–26, попал на вертолет Ми–8. И не пожалел. «Отличная боевая машина, — со знанием дела утверждает «гроза» виртуальных «мессеров». — Глупости говорят, будто по сравнению с самолетом вертолет — техника классом ниже. В управлении Ми–8 сложнее иного штурмовика или бомбардировщика, и по функциональности его превзойти трудно: этот вертолет способен доставить людей и грузы в самые труднодоступные места и при этом вести бой».

Cбив очередного коварного противника, Владимир позволил себе небольшой перерыв, а заодно рассказал, как возникла мода на столь экзотическое хобби — виртуальные полеты. Ох, прошу прощения, на слово «хобби» компьютерный пилот уж точно обидится. Для виртуальных летчиков ночные бдения за монитором — не забава, а серьезное занятие, образ жизни, если хотите. Появившаяся 4 года назад компьютерная игра «Ил–2. Штурмовик», точнее, ее демоверсия, произвела на Владимира неизгладимое впечатление. Через полгода через десятые руки из Москвы фанату (в хорошем смысле слова, разумеется) доставили полную версию авиационного симулятора.

— На клавиатуре желаемого результата добиться не удавалось, — вспоминает первые шаги в виртуальной летной карьере ас. — Купил за 40 долларов джойстик (на тот момент зарплата у авиаторов была немногим выше. — Авт.). Стало получаться. Вошел в азарт. Стал искать единомышленников. Заразил этой «болезнью» сослуживцев из своей эскадрильи. Теперь, как вы знаете, таковых целое звено — я и еще 3, хоть и виртуальных, но самых что ни на есть боевых летчика, один из которых, между прочим, — пилот Ил–76. Игра, как вы заметили, историческая. В ней отражены все более–менее значимые воздушные события Второй мировой: каждый виртуальный бой в точности воспроизводит реальный. Перед тем как в очередной раз скомандовать «От винта!», переворачиваю горы военной литературы, по крупицам восстанавливаю хронологию сражений. Разумеется, хочется повторить подвиги наших дедов. Но это уж как удача улыбнется.

Кстати, «живые» свидетельства для виртуальных подчиненных Владимира — самые ценные. Живы еще ветераны Великой Отечественной, которые многое могут рассказать о том, как горело небо и застилал его едкий черный дым сбитых самолетов. Один из таких очевидцев — Александр Сергеевич Шацкий, который закончил службу в чине генерал–майора авиации. Встреча с ним состоялась в одном из минских компьютерных клубов, где раньше собирались виртуальные пилоты (в настоящий момент он закрыт). Поначалу Александр Сергеевич чувствовал себя немного скованно, но как увидел макет знаменитого Ил–2, сразу же понял: попал к своим. Во время Сталинградской битвы истребитель Шацкий сбил 5 вражеских самолетов. Другие участники этого воздушного сражения, истребившие такое же количество летающих целей, получили звание Героя Советского Союза, а Александра Сергеевича почему–то обошли. «Еще не поздно исправить оплошность», — надеется капитан Петреев. А еще у Владимира есть идея прокатить ветерана на реальном спортивном самолете, если, конечно, здоровье воина позволит.

Кстати, о закрывшемся клубе. До сих пор у виртуальных летчиков нет своего помещения. Все «вылеты» — по месту прописки. Поэтому иногда жены виртуальных истребителей и не могут уснуть, когда идет какой–нибудь важный международный бой. Впрочем, шанс обзавестись собственным адресом у минских виртуальных летчиков все–таки есть. Накануне 60–летия Великой Победы команда «Форсаж» выиграла один из главных боев в своей жизни — победила в соревнованиях белорусских виртуальных авиационных команд, приуроченных к 60–летию Победы, и получила главный приз — компьютерный класс. У капитана Петреева тут же созрел план: создать центр подготовки виртуальных летчиков. Министерство обороны идею одобрило. Дело — за помещением. «Сами все обустроим, сделаем ремонт, разрекламируем себя, только бы крышу нам дали, — обещает Владимир. — Будем обучать всех желающих. Согласитесь, лучше подросткам учиться летать на виртуальных самолетах и изучать военную историю своей страны и других государств, чем «гасить» друг друга в какой–нибудь дикой «стрелялке». В нашей игре все по–мужски понятно: по эту линию фронта — свои, по ту — противник, условный, конечно».

Между тем страсти на поле воздушного боя не оставляют и меня равнодушной. Усаживаюсь на место виртуального пилота Ла–5, «включаю» зрение на 360 градусов и нацеливаюсь преследовать немецкий бомбардировщик «Хенкель–111». Задача у меня, в отличие от современных Маэстро, предельно простая: настичь безоружного противника и уничтожить. Увлекаюсь, на крутом вираже изо всех сил жму боевую кнопку. Ура! Похоже, продырявлен двигатель. Однако выйти из пике не удается, и я, не справившись с управлением, позорно падаю вниз. Правда, успеваю покинуть гибнущую машину и раскрыть парашют. Разумеется, спастись умудряюсь только благодаря чуткому руководству инструктора. Мастерство виртуального управления — это годы тренировок плюс обширные знания в области авиационной техники. Увы, у меня пока — ни того ни другого.

Есть у Владимира Петреева еще одна мечта: устроить в Беларуси самый настоящий международный чемпионат виртуальных асов. Между прочим, мысль стоящая. Подобные мероприятия на Западе привлекают внимание огромной аудитории. Быть принимающей стороной считается очень престижной миссией. Пусть наши ребята сражаются с немцами, французами и англичанами на виртуальных воздушных фронтах и никогда не встречаются как противники в настоящем небе.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter