«Артист» объединил эстетов и зрителей

26 февраля в Лос–Анджелесе пройдет 84–я церемония вручения наград Американской академии киноискусств...

26 февраля в Лос–Анджелесе пройдет 84–я церемония вручения наград Американской академии киноискусств. Фаворитами стали съемочные группы таких разных фильмов, как «Хранитель времени 3D» Мартина Скорсезе и «Артист» Мишеля Хазанавичуса. Первый претендует на «Оскар» в 11 основных категориях, второй выдвинут в 10. Также среди лидеров крайне стилистически разнообразного киногода: «Боевой конь» Стивена Спилберга, «Человек, который изменил все» Беннетта Миллера, «Прислуга» Тейта Тейлора, «Девушка с татуировкой дракона» Дэвида Финчера, «Потомки» Александра Пэйна и «Полночь в Париже» Вуди Аллена. Последние два фильма уже отмечены Гильдией американских сценаристов за лучший адаптированный и оригинальный сценарий.


Большинство оскаровских картин уже прошли в минском прокате, а обласканный критикой «Артист» еще идет. Так что вы можете воочию убедиться, что же привело столь требовательную публику, как критики, в восторг. И согласиться — или не согласиться — с популярным тезисом: даже вне зависимости от результатов «Артист» останется в новейшей истории американского кино как удивительный киноопыт и лента редкого художественного качества.


...Если бы кто–нибудь сказал мне, что черно–белая, немая картина длиной в 1 час 40 минут в 2012 году может собрать под завязку один из залов мультиплекса «Беларусь», не поверил бы. Причем собрать аудиторию самую «проблемную» — молодежь и тинейджеров. Ту, которой ох как достается от режиссера Говорухина за то, что нетребовательна, невнимательна, необразованна и еще много всяких «не». Ей, мол, только зрелище подавай да кровищу — динозавров, инопланетян, маньяков.


Вряд ли здесь сыграло свою роль сарафанное радио, хотя оно, конечно, тоже. В «Артисте» все–таки, если рассматривать кино как аттракцион, есть свой элемент новизны — фильм до своих последних кадров действительно немой и в нем не произносят ни слова. За этим нет простого желания удивить или привлечь аудиторию любой ценой. Решение оправдано сюжетом: лента рассказывает о крахе актера немых картин Джорджа Валентина, которого с приходом звукового кино списывают за ненадобностью.


Сыгравший Джорджа Жан Дюжарден уже получил приз за лучшую мужскую роль на 64–м Каннском кинофестивале и награду «Золотой глобус» в категории «Лучшая мужская роль в комедии или мюзикле». Он действительно идеально воплотил образ американского актера на заре кинематографа. Нечто среднее между Кларком Гейблом и Кэри Грантом. Привыкшего к славе и оказавшегося совершенно не готовым к обычной жизни обывателя.


В «Артисте», рассказывающем о бренности актерской славы, много юмора и внутрицеховой иронии. Чего стоит эпизод прославленного Малькольма Макдауэлла, снявшегося когда–то в «Заводном апельсине» Стенли Кубрика и «Цареубийце» Карена Шахназарова. Макдауэлл сидит на стульчике в ожидании проб для одного из эпизодов очередного проекта и лишь перебрасывается с будущей звездой экрана Пеппи Миллер, также пришедшей на пробы, несколькими фразами. Больше Макдауэлл в картине не появляется, и в этом есть свой голливудский шик.


Беспринципного голливудского воротилу сыграл постаревший Джон Гудмен, любимец братьев Коэнов. Здесь он попыхивает сигарой, кричит на актеров и подчиненных, идеально вписываясь в зрительский штамп о голливудском «воротиле». Таким он и должен быть: собранным и реагирующим только на один запах — запах денег.


В несвойственной роли выступил и звезда «Секретов Лос–Анджелеса» Джеймс Кромвелл. В «Артисте» он играет тихого и безропотного слугу Клифтона — опять же похожего на всех слуг из американских романов, вместе взятых, но вместе с тем бесконечно индивидуального. Клифтон готов работать на своего хозяина — актера–неудачника Джорджа даже без заработной платы, настолько он ему предан. Главное для него — вовремя подать завтрак. Клифтон далек от кино и киношных страстей и держится от «фабрики грез» на ощутимой дистанции.


Пестрая галерея образов «Артиста» и глубоко разработанные характеры — редкое качество премьер последнего времени. «Артист» оказался близок зрителю, потому что рассказывает понятную во все времена историю взлета и падения, блеска и нищеты. Голливуд, кажется, решил посмеяться над собой, своими штампами, продюсерским диктатом и условностями любых жанров. Оценят ли эту шутку настолько, что дадут какой–нибудь из десяти «Оскаров», узнаем уже совсем скоро. Хотя история знает немало примеров, когда рекордсмены по номинациям оставались с носом.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter