АРТЕРИИ БЛАГОПОЛУЧИЯ прокладывают работники Любанского ДРСУ-193

Мало где еще найдешь такие аккуратные, очищенные от валежника, травяных зарослей придорожные полосы, как на трассах, ведущих к Любани. Ямки, неровности на здешних дорогах — большая редкость. Да и райцентр год от года становится красивее, молодеет: гладкая проезжая часть и ухоженная площадь, аккуратные тротуары и побеленные бордюры... Но не все знают, кто создает эти удобства, красоту. Сегодняшний наш рассказ о них, скромных тружениках филиала КУП “Минскоблдорстрой” Любанского ДРСУ № 193.
Наша справка ДРСУ-193 в статусе дорожно-эксплуатационного участка решением Минского областного Совета депутатов трудящихся от 11 февраля 1965 года создано для ремонта и содержания дорог Любанщины. За участком закрепили 262,4 километра в основном грунтовых дорог с деревянными мостами, трактор ДТ-54 и грузовик ГАЗ-51. Штат, включая ИТР, — 54 человека.
В июне 1979 года предприятие переименовано в Любанское дорожное ремонтно-строительное управление, в 2004 году на его базе создано дочернее дорожное коммунальное предприятие “Дорремстрой” № 193, учредитель — КУП “Минскоблдорстрой”.
Сегодня на балансе предприятия 535 километров местных автодорог, 531 из них имеет твердое, а 322 километра — асфальтобетонное покрытие. 31 мост общей протяженностью 848 метров переустроен в железобетонный и рассчитан на современные нагрузки.
Штат — 136 человек. Все дороги ведут в село

Производственная карьера Виктора Шатнева после окончания факультета дорожного строительства Белорусского политехнического института в 1981 году началась тут, в ДРСУ-193. Работал на разных должностях, с 1991 года — директор управления. Почетный дорожник Беларуси, награжден Почетной грамотой Совета Министров Республики Беларусь. С ним — наша беседа.
— Виктор Михайлович, приходилось слышать мнение: немалые участки дорог Любанщины не уступают автотрассам передовых стран Европы.
— Без лишней скромности скажу, что я, не раз бывая за рубежом, сравнивал дороги профессиональным взглядом и вижу: наши люди могут трудиться не хуже европейцев, да и многие наши гости высказывают такое же мнение. В том нет ничего удивительного. У нас, к примеру, есть современный немецкий высокопроизводительный комплекс для прокладки дорожного полотна, а профессионализма, опыта нашим рабочим не занимать. Многие из них трудятся в управлении чуть ли не с первого дня его образования. И таким ветеранам, как машинист экскаватора Иван Кулага, водитель Геннадий Стасевич, дорожный рабочий Анатолий Ошуйко, инженер по труду Валентина Горохова, проработавшим на предприятии 35 и больше лет, мастерства, старания не занимать.
— Можно эти достоинства перевести в цифры?
— Вполне. За прошлый год мы выполнили работ на 6 миллиардов 992 миллиона рублей. Темп роста к году предыдущему — 57 процентов. Еще деталь: значительную часть всех дорожных работ при подготовке Слуцка к “Дожинкам” выполнили наши работники, оценка их высокая. Да и с начала нынешнего года мы освоили средств на 50 процентов больше, чем предусматривалось заданием.
— Если мысленно оглянуться назад, что можете поставить в заслугу своему коллективу?
— Перечислю коротко. Ко всем центральным усадьбам сельхозкооперативов проложены качественные асфальтобетонные дороги. Практически все населенные пункты района связаны сетью автодорог общего пользования, к ним можно беспрепятственно доехать в любую пору года. Надежные асфальтированные трассы ведут от Любани до соседних районов Могилевской, Гомельской областей, я уж не говорю о Минщине. Протяженность 141 транзитного проезда — 148 километров, 80 процентов из них — с асфальтобетонным покрытием. Для сравнения: по “Минскоблдорстрою” этот показатель — 59 процентов.
— Занимаетесь исключительно дорогами?
— Не только. Нами заасфальтированы и поддерживаются в хорошем состоянии центральные улицы, площадь райцентра. Можно отметить, что освоенные нами передовые технологии позволяют круглогодично устранять ямки на дорогах, применять новые, относительно недорогие холодные технологии по устройству покрытий, содержать в нужном состоянии дорожное полотно, мосты, полосы отвода автодорог. К уборочной заасфальтировали зернотока в “Уречском”, “Осовец-агро” и еще пяти сельхозкооперативах. Проводим эти работы в СПК “Сорочи”. Не остался наш коллектив в стороне от злободневной задачи возрождения села, в СПК “Заболоть” строим четыре дома. Для этого создали специальную бригаду из 10 человек, руководит ею опытный специалист Владимир Шевчик.
— Над чем работаете сегодня?
— Естественно, поддерживаем в нужном состоянии дороги, благоустраиваем, готовим к сдаче агрогородок “Уречский”. Но главное — начали готовить трассы к эксплуатации в зимних условиях: завозим необходимое количество смеси для посыпки дорог против льда, закрываем трубы, устанавливаем сигнальные вешки — чтобы дорога играла, светилась, создавая хорошие условия для водителей. Если летом наши дороги поделены на 4 участка, то зимой их будет 6. На каждом — мастер, для оперативной ликвидации непредвиденных ситуаций в его распоряжении будут трактор, грейдер, грузовик, соответствующие специалисты. В управлении — круглосуточное дежурство, постоянная связь с мастерами, работниками ГАИ. Трижды плюнем через левое плечо, но в последнее время такая система нас еще не подводила.
— Виктор Михайлович, за последние три года в вашем управлении текучесть кадров снизилась на три процента, средний возраст работающих — 40 лет. Как добиваетесь стабильности и омоложения коллектива?
— Зарплату выдаем регулярно, с начала года она у нас в среднем составила 644 тысячи рублей в месяц. Постоянно работают бани, душевые. Обновляем технику. Обеспечиваем теплой одеждой и спецовкой. На участках — теплые, благоустроенные вагончики для отдыха. Работающим во вредных условиях выдаем молоко. Приглашаем медиков и на месте обследуем здоровье работников. Помогаем физкультурникам, спортсменам. А что еще нужно человеку? Вот люди и держатся за рабочие места, стараются.
— Будет несправедливо, если мы не назовем лучших из них...
— Кого-то выделить трудно, но постараюсь. Не нужно контролировать качество работ водителя Петра Бондаренко, электрогазосварщика Владимира Кривальцевича, автогрейдериста Валерия Есмантовича, дорожного рабочего Вадима Соболевского. Их труд умело организуют прорабы Иван Дадако и Вячеслав Котович. Превосходно зарекомендовали себя молодые специалисты главный инженер Александр Дробушевич и начальник планово-производственного отдела Олег Сервира. Можно было бы долго перечислять других старательных молодых работников, хочу лишь отметить, что их энергия, поиск, идеи лишний раз подтверждают, что у нашего предприятия — хорошие перспективы.

Взгляд со стороны

Государственный комитет по стандартизации и сертификации Беларуси удостоверяет, что ДРСУ-193 выдан сертификат соответствия, который подтверждает, что работы управления по проектированию, строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог и мостов при устройстве асфальтобетонного покрытия, поверхностной обработки на катионных битумных эмульсиях, гравийного покрытия, текущему ремонту и круглогодичному содержанию соответствуют требованиям СТБ ИСО 9001-2001.

Взгляд со стороны

Григорий ИЛЬЮШОНОК, заместитель председателя Любанского райисполкома по строительству:

— Коллектив ДРСУ-193 с завидной регулярностью заносится на районную Доску почета, что само по себе говорит о многом. Это — настоящий коллектив единомышленников, где подобраны профессионалы — как управленцы, так и исполнители. Когда у нас встает проблема строительства серьезного, ответственного объекта, мы сразу вспоминаем о ДРСУ-193. И еще ни разу не ошиблись в выборе, дорожники делают все качественно, в срок.

Владимир КОВАЛЕВСКИЙ, председатель СПК “Смольгово”:

— С коллективом ДРСУ-193 нас связывают надежные, проверенные временем шефские связи, от которых крестьяне имеют большую выгоду. Нужны дефицитные материалы — дорожники всегда выручат. Но главное, они всегда приходят нам на помощь во время горячих полевых кампаний сева, уборки урожая: присылают погрузчики, грузовики, тракторы, сварочные аппараты, если нужно — помогают рабочей силой. Мы еще ни разу не разочаровались в своих шефах.

Выгодные отходы
Многие годы тепло на базу ДРСУ-193 поступало от соседнего сыродельного завода. Многие годы дороговизна и определенная зависимость от чужого источника устраивала дорожников. Когда же время властно потребовало экономии энергоресурсов, Виктор Шатнев организовал “мозговой штурм” для решения злободневной проблемы. Пришли к выводу: котельные на главной базе и в г.п. Уречье, где асфальтобетонный завод в час дает 40—45 тонн ценной продукции, надо перевести на местные виды топлива.
Решено — сделано. Хотя и мастерили все своими руками, головами, на реконструкцию котлов ушло немало средств. Но все они окупились уже за первые 1,5 года работы. Ведь в дело идут не только недорогие дрова, торф, которых на Любанщине достаточно, но и валежник, сухостой, что спиливаются при очистке придорожных полос. А это топливо — абсолютно бесплатное.

Принарядились агрогородки
Что в первую очередь бросается в глаза при въезде в населенный пункт? Правильно, красивые дома и благоустроенные улицы. В агрогородке “Сорочи”, в первом и пока единственном на Любанщине, радуют взгляд и здания, и улицы. На укладке асфальтобетонного покрытия работники ДРСУ-193 освоили более 275 миллионов рублей, все сделали аккуратно, быстро. Потому их попросили еще и капитально отремонтировать площадь агрогородка, созданную когда-то по идее и под непосредственным руководством легенды региона, прославленного председателя колхоза “Чырвоная змена” Героя Социалистического Труда Кузьмы Шаплыко. Не отойти от первоначального замысла и осовременить объект — это очень ответственно.
— Больше чем на 800 миллионов рублей в общей сложности выполним работ при благоустройстве очередного агрогородка, “Уречский”, — рассказывает начальник планово-производственного отдела Олег Сервира. — Речь идет не только о прокладке, ремонте дорог. Мы асфальтируем площадки на фермах, машинно-тракторном стане, возле объектов соцкультбыта.
На очереди — агрогородок “Сосны”. И если дороги в “Сорочах”, “Уречском” до этого имели неплохое асфальтовое покрытие, то в этой полесской деревне дорожникам необходимо все начинать с нуля. Но никто не сомневается: все будет выполнено с высоким качеством и в заданные сроки.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter