До того как попасть в музей, артефакты проходят экспертизу

Артефакт под микроскопом

До того как артефакты, поднятые на раскопе, пополнят музейную коллекцию, они должны быть тщательно изучены.
В ходе экспедиций археологи извлекают из земли множество артефактов. Несведущему человеку «железки» и «черепки» кажутся никчемными, но специалисты знают цену осколков истории. Однако на то, чтобы раскрыть тайну иного предмета — из какого века он родом, кем, где и для чего использовался, — уходят месяцы. И лишь после того, как они пройдут экспертизу, смогут пополнить музейные коллекции. Примечательно, что изучая раритеты, ученые порой вносят существенные исторические правки в их «биографии».

В Могилеве лаборатории, где исследуют старину, есть при кафедре археологии и специальных исторических дисциплин государственного университета имени Аркадия Кулешова. Стеллажи, ящики, пакетики... Все упаковано, подписан каждый сантиметр находки. Ведь из десятков, сотен осколков часто и собирается единый образ. И лишь после этого «читается» его история. Выпускник истфака 21–летний Роман Мазюк с помощью лупы всматривается в непонятную мне глиняную штуковину. Оказалось — осколки керамического сосуда. В обиходе он был в XVI веке. По толщине обломков, узорам можно вычислить не только его возраст, но и то, какой формы он был, богачи или бедняки им пользовались. Гончарная керамика — более тонкая, изящная; ручной работы — с толстыми стенами, грубоватая.

Магистр исторических наук Александр Балберов, впрочем, предостерегает:

Магистр исторических наук Александр Балберов: «Возраст керамики зависит от очень многих факторов».


— Каждая находка уникальна, порой сразу даже век не определишь. Чтобы узнать точный возраст, надо тщательно изучить все нюансы. А до этого очистить артефакт от грязи, законсервировать — иначе есть вероятность, что глиняный сосуд просто рассыплется. Затем покрыть раствором по специальной методике. Только на подготовку к исследованию уходит до 2 месяцев.


Скрупулезность необходима. В Климовичском районе могилевские археологи подняли богатейшую коллекцию керамики. Начали изучать — и, как признаются сами, оторопели. На сосудах эпохи неолита — последнего периода каменного века — проступали изображения водоплавающих птиц. По словам доцента кафедры археологии и специальных исторических дисциплин МГУ имени Кулешова Александра Колосова, до сих пор на востоке Беларуси подобных находок не было. Культ поклонения водоплавающим птицам характерен для финно–угров. Они верили: именно водоплавающая птица — прародитель всего сущего, в том числе и человека. Оттого и сосуды делали в форме яйца.

Чтобы узнать подноготную артефакта — их в вузовской коллекции около 150 тысяч, — ученым нередко приходится изучать специальную литературу, советоваться с коллегами из других городов и стран, подключать экспертов. Колосов знает это по опыту:

— Если надо определить возраст останков жилища, обнаруженного на раскопе, пробы грунта отправляем в Минск на радиоуглеродный анализ. Так установили, что одно из строений, найденных на Могилевщине, датируется 5 — 4 тысячелетием до нашей эры. Зуб шерстистого носорога из Климовичского района — очень редкая для нашей страны находка — отослали палеонтологам из Москвы. У нас, увы, многие вещи исследовать досконально невозможно — нет ни специального оборудования, ни профессионалов.

Старший преподаватель кафедры археологии и специальных исторических дисциплин МГУ имени Кулешова, заместитель заведующего археологической лабораторией Алексей Авласович их труд сравнивает с работой детектива:


Старший преподаватель кафедры археологии и специальных исторических дисциплин, заместитель заведующего археологической лабораторией Алексей Авласович: «Это чудесное блюдце фабрики братьев Кузнецовых передадим музею истории Могилева».


— Принцип тот же: находишь «улику» и разными методами пытаешься докопаться до сути — откуда, почему, зачем. Хорошо, если есть подсказка. Возраст керамического сосуда можно вычислить по выпавшим из него монетам. Судьбу человека из древнего погребения «прочесть» по украшениям: подвескам, бусам, крестам–энколпионам, иконкам. На Могилевщине как–то обнаружили останки знатной дамы. При ней были шейная бронзовая гривна — символ власти, лунница — по языческому поверью оберегавшая по ночам хозяйку от злых духов. А еще — фибула, застегивающая кожаный плащ, височные кольца, сразу два бронзовых браслета с орнаментом, бусы из горного хрусталя и сердолика. Одна бусина в ту пору стоила очень дорого, за нее можно было купить раба. На исследование «стекляшки» отправили в Питер — в Эрмитаже работает лаборатория, где изучают и реставрируют стекло, фарфор и керамику. Тамошние профи по составу стекла могут точно сказать, откуда — из Византии или Сирии — бусины привезены, каким веком датированы. На экспертизу уходит несколько месяцев, но оно того стоит.


Части человеческих останков могилевчане отправляют антропологам из Полоцка или Минска. Те определяют пол человека, возраст, рост, а в некоторых случаях даже причину смерти. Они и выяснили: знатной даме, жившей на Могилевщине, на момент смерти было не более 40 лет. Что еще удивительно, у нее — а датируется погребение Х — ХI веками — не было ни одного посеченного волоска!

Любопытно и то, что в ходе исследований «корректируются» многие исторические факты. «Меняют» дни рождения, старятся не только предметы, но и города.

Выпускник истфака Роман Мазюк изучает осколки древнего керамического сосуда.
Образцы строения, обнаруженного на Замковой горе древнего Мстиславля, могилевские археологи переслали на дендрохронологию в Минск. Оказалось, это — остатки городища XII века. А еще, по словам Алексея Авласовича, выяснилось, что уже в XI веке в Мстиславле были деревянные мостовые, причем их выкладывали исключительно из дуба.

Скоро Могилев отметит свое 750–летие. Ученые уверены: возраст ошибочен. Растолковывают: день рождения любого поселения обычно приурочен к его первому упоминанию в летописи, но письменные источники субъективны. В сердце Могилева — нынешнем парке Горького — укрепленное городище существовало уже в конце Х века. При раскопках тут нашли и знаки княжеской власти — трезубцы. Все это дает основание утверждать, что Могилев много древнее даты, которую ему приписывают.

Куда уходят раритеты


После тщательного исследования артефакты, обнаруженные археологами при раскопках, отправляются в музейные фонды. В музей истории Могилева, например, передана коллекция украшений X — XI веков. Туда же вскоре уйдет находка из могилевского Подниколья — посуда XVIII — начала ХХ века. На осколке одного блюдца с изображением гейши — клеймо известной фабрики братьев Кузнецовых. Артефакты, в разное время найденные на Могилевщине, ныне хранятся в областном краеведческом музее, районных музеях Славгорода, Мстиславля, других городов.

Сокровища с чердака


К могилевским историкам и археологам нередко обращаются за консультацией земляки. Просят оценить выкопанные на приусадебном участке монеты, найденные на бабушкином чердаке старинные книги, иконы. Житель Климовичского района как–то выудил из водоема старинную диковинку. Оказалось, это — элемент средневекового оружия XVI — XVII веков. Житель Мстиславщины принес церковный черпачок, доставшийся от прадеда. Оказалось, им причащали детей еще в XIX веке. Нередко в лаборатории МГУ имени Кулешова обращаются и сотрудники районных музеев, ведь специалистов, которые могли бы провести хотя бы первичную экспертизу раритетов, в провинции нет. Работникам созданного недавно Славгородского музея надо было помочь оценить артефакты — насколько уникальны они с исторической точки зрения. Их коллеги из Бобруйска привезли в Могилев курительную трубку. Выяснилось, что она была в ходу в XVII веке. По словам могилевских историков, в нашей стране можно провести ряд экспертиз, которые установят подлинность старинного предмета, примерную дату его рождения. Но российские коллеги оснащены намного лучше, поэтому приходится нередко прибегать к их помощи, чтобы проверить артефакты из собственных фондов. Как правило, это происходит, когда нужна оценка узких специалистов. А вот рынка независимой экспертизы как такового в нашей стране фактически не существует.

оlgak53@mail.ru

Фото автора и предоставлено кафедрой археологии МГУ имени Кулешова.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter