Арт-подвал

У нас своих хватает слов Говорят, музыкальный слух можно воспитать.
У нас своих хватает слов

Говорят, музыкальный слух можно воспитать. Поэтический слух тоже нужно развивать и воспитывать с детства.

Когда-то в Китае и Японии кандидат в чиновники должен был в качестве обязательного экзамена написать стихотворение. Ну, такое нововведение у нас было бы, пожалуй, чересчур радикальным...

Хотя я не сомневаюсь, что многие юные участники конкурса чтецов Минского района "Гучы, родная мова!" сами пишут стихи на родном языке. Настолько тонко чувствуют они дух поэзии.

Конкурс проходит ежегодно, но на этот раз получилось особенно празднично и значительно. Над ним взял опеку белорусский поэтический театр одного актера "Знiч". Жюри под председательством режиссера Галины Дягилевой было строгим, но справедливым. Первое место по единодушному решению судей заняла ученица 9-го класса Новодворской средней школы Настя Калоша. Настя, кстати, прочитала не стихотворение, а новеллу Ивана Грамовича "Воблакi". Вообще, призов и победителей было много, иногда выступление напоминало целый спектакль, как, например, стихотворение Янки Купалы "Сын и мацi" в исполнении учеников Буцевичской школы Дарьи Майсевич и Стаса Гайдура.

Единственное, что заставило призадуматься, - со сцены звучали стихи в основном из школьной программы, поэтов старшего поколения. К тому же традиционной тематики - любовь к родному языку, война, Чернобыль... Хотя пафос и актуальность, как мне кажется, все-таки не самое важное в поэзии. К сожалению, действительно современная белорусская поэзия до сельских библиотек не доходит. Разумеется, тут многое зависит от учителя. Были же все-таки прочитаны стихотворения Анатоля Сыса, Леонида Дранько-Майсюка...

Людмила РУБЛЕВСКАЯ, "СБ".



Рифмы укорачивают жизнь

Теперь научно доказано, что поэты живут меньше прозаиков. К такому выводу пришел профессор Джеймс Кауфман из университета штата Калифорния (Сан-Бернардино).

Кауфман изучил биографии 1.987 тружеников пера из США, Китая, Турции и Восточной Европы, живших в XIX и XX веках. Выяснилось, что поэты умирают намного раньше беллетристов. "Отчасти поэты более склонны к саморазрушению, а отчасти просто успевают больше создать и стать известными в молодости, поэтому смерть молодого поэта замечают, а смерть молодого прозаика - далеко не всегда", - заявляет Кауфман.

Одновременно была изучена склонность писателей к различного рода психическим заболеваниям. Кауфман утверждает, что из всей выборки чаще всего от душевных болезней страдают поэтессы - в их биографиях больше всего фактов госпитализации, попыток самоубийства. Профессор назвал это "эффектом Сильвии Плат" (американская поэтесса отравилась газом, когда ей было 30 лет). Но среднестатистическая жизнь поэта не так уж и коротка - 62 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter