Открытие первого фестиваля «Арт–Минск»: говорящие противогазы и мед как предмет искусства

Арт — на старт

— Аккуратно, аккуратно, вы вступаете в искусство! — улыбаясь, ловит меня за локоть Александр Зименко, директор Центра визуального и медиаискусства «Новая культурная инициатива». И в самом деле, я, нечаянно заступив за красную ленточку на полу, едва не влипаю в глину, лежащую на куске пленки посреди зала. Проект Максима Петруля показывает историю создания произведения от идеи, которую художник разглядел в комке мокрой глины, через все этапы — от макета до бронзовой скульптуры. Первый Международный фестиваль «Арт–Минск» демонстрирует самые разные грани творчества под девизом «Минск смотрит». Посмотрим и мы.

Современное искусство может и восхищать, и раздражать, и провоцировать

Пожалуй, организаторам крупнейшего арт–события удалось перещеголять самих себя. По сравнению с уже вошедшим в традицию «Осенним салоном» (выставкой–продажей работ молодых художников) «Арт–Минск» и масштабнее, и отвечает на главный упрек в адрес творческой ярмарки — ориентацию на покупательский спрос. Здесь ничего не продают, оттого и работы, по большей части, выставочные — то, чего многим так хотелось и не хватало.

Например, только ленивый в последние годы не прошелся по выставкам пчеловодства, регулярно занимающим Дворец искусства вопреки его первичному значению — республиканской галереи. И вот — па–дам! — посреди смотра достижений художественной мысли возник островок с медом, яркими платками и темными очками: хеппенинг, в котором радостно участвуют посетители. Мед можно пробовать, платки и очки примерять, однако продать вам ничего не продадут: предприниматели задействованы абсолютно реальные, но в данный момент они представляют собой единицу искусства, а все это вместе — арт–объект. Реализовал идею художник Руслан Вашкевич, и сейчас в кулуарах ему шумно завидуют коллеги: успел первым обыграть тему!

— Современное искусство разное — у нас представлены и модерн, и контемпорари–арт, — Александр Зименко проводит меня по залу, обращая внимание на те или иные работы. — Вот, например, Александр Некрашевич. Его «Чужой против Хищника» — переосмысление картины Яна Матейко «Битва под Грюнвальдом». Александр создал классическое батальное полотно, сохранив композицию, но, как видите, сражаются здесь инопланетяне.

Кто–то скажет — попса, кто–то повеселится: благодаря соцсетям мы все подсажены на мемы и шуточки. Независимый куратор Стефано Антонелли, отбиравший работы для главной площадки, убежден, что современное искусство может и должно не только восхищать, но и раздражать, и провоцировать — вообще цеплять любым способом, вызывая зрителя на диалог. Впрочем, от работ, обнажающих не всегда красивую человеческую суть, абстракций и многоступенчатых метафор всегда можно убежать к пейзажам Валерия Шкарубо — и застыть перед ними надолго, восхищаясь светом и мазком.

В одном из павильонов меня робко останавливает пожилой джентльмен: «Простите, я из сельской местности, вы не могли бы мне растолковать, что это означает?» Великолепный триптих Павла Войницкого — противогазы и стеклянные колбы — интуитивно понятен, стоит лишь задуматься. Дыхание современного человека, его взгляд и голос — подойди поближе, и услышишь хриплый ритмичный шум или писк радиосигналов: я устал, задыхаюсь, я одинок во Вселенной, найди меня, брат по разуму! «Надо же, а я и не догадался прислушаться... — мой нечаянный собеседник энергично подзывает к себе супругу. — Зина, иди сюда, мне раскрыли все секреты».

Каждому посетителю на входе дают большую карту: кроме Дворца искусства, на ней еще 17 фестивальных площадок. В Национальном центре современных искусств на улице Некрасова 28 апреля откроется выставка «Секретная зона» одного из зарубежных гостей фестиваля — московского автора Сергея Катрана, галерея Белорусского союза дизайнеров предлагает «Диалоги с короедами» Александра Забавчика, а в галерее «ДК» уже можно увидеть проект Владимира Цеслера Cheese. Пожалуй, главное достижение «Арт–Минска» — богатый выбор точек соприкосновения с искусством и возможность свободного поиска той его грани, которая хороша именно для тебя.

ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter