Новый драматический театр предложил «Дожить до премьеры»

Арт без хаоса

В год 75-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков к военной тематике обратились многие театры страны, и Новый драматический не стал исключением. Но, созвучно своему названию, здесь попытались поговорить о патриотизме и нравственном долге перед предыдущими поколениями нешаблонно, с новой художественной интонацией. Выбор пал на пьесу белорусского драматурга Николая Рудковского «Дожить до премьеры». За постановку взялся главный режиссер театра Сергей Куликовский.

Фото Анжелики Грекович

Отказ от стереотипов, может быть, самое сложное, что есть в современном театре. Гораздо легче ходить проторенными художественными тропами, повторять одни и те же рецепты. В этом случае почти всегда гарантирован предсказуемый результат. Однако, когда даже сам жанр патриотического спектакля обозначен как «артхаусная комедия», результат предугадать сложно. В кино понятие «артхаус» обозначает кинопрокатную нишу, не рассчитанную на широкую аудиторию, это как бы «кино не для всех». Но сказать, что «Дожить до премьеры» — это «театр не для всех», было бы неверно. Он скорее призывает пришедших поразмышлять, заставляет вспомнить, что в первую очередь артхаус переводится с иностранного как «дом искусства».

…История современного кино и театра знает немало случаев, когда для того, чтобы вжиться в роль человека той или иной профессии, сначала авторы сценария или пьесы, а после и актеры перед постановочно-съемочным процессом наблюдали за будничной жизнью своих героев — врачей, учителей, водителей-дальнобойщиков и так далее. Писатель Владимир Кунин («Трое на шоссе», «Ребро Адама», «Интердевочка», «Чокнутые») такое знание возвел в свой творческий принцип и сначала подолгу изучал будни тех, о ком намеревался написать. Кроме того, известны случаи, когда тот или иной артист, собираясь сыграть душевнобольного человека, посещал специализированную клинику. Так, к примеру, еще до начала съемок в «Доме дураков» делала актриса Юлия Высоцкая. Погружение в чужую ментальность и психологию в процессе работы позволяет создать то, что называется правдой характера.

Главные героини спектакля «Дожить до премьеры» в каком-то смысле идут по тому же пути. По сюжету молодые актрисы Вера и Катя, получив в новой постановке роли партизанок, по-своему и весьма кардинально погружаются в атмосферу военного времени. Чтобы воссоздать ее вокруг себя в реальной жизни, они втягивают окружающих в череду непредсказуемых перипетий и последствий своих поступков. С художественной точки зрения то, что делают Вера и Катя, наверное, можно назвать хеппенингом — формой современного искусства, представляющей собой действия, события и ситуации, происходящие при участии художника, но не контролируемые им полностью. Критик Аллан Капроу в своем эссе «Хеппенинги на нью-йоркской сцене» писал: «Зрители хеппенинга никогда не уверены в том, что именно перед ними только что происходило, когда закончилось, и даже не могут определить, идет ли действо по плану». Так и мы на спектакле не будем до самого конца уверены в своем отношении к происходящему.

Героини постановки отказываются от всевозможных благ цивилизации, искушающих нас на каждом углу, в том числе от посещения салона красоты, солярия и ночных клубов, а из средств гигиены и косметики намерены использовать исключительно хозяйственное мыло. Романтический призыв героини Елены Соловей из фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино»: «Мы будем ходить в простой одежде, есть простую пищу…» здесь воспроизводится буквально. Сначала это выглядит как комедия положений и вызывает юмористический эффект: то и дело в зале раздаются смешки. Потом начинает казаться, что «Дожить до премьеры» переходит в некую плоскость абсурдистской эстетики. А ближе к финалу понимаешь, что имеешь дело с серьезной психологической драмой, дающей пищу для важных размышлений о роли патриотического воспитания и иерархии наших нравственных ценностей. По мысли режиссера Куликовского, в какой-то момент в этом воспитании возник определенный провал.

— Для меня в этой истории важно поговорить о гражданской позиции, о теме возрождения генетической памяти по отношению к себе, своей стране, — поясняет режиссер свой замысел. — В конце XX — начале XXI века что-то было упущено в воспитании молодежи. Меня пьеса задела еще в 2011 году, когда она была написана. Я делал постановки по ней в Томске и Витебске. Почему обращаюсь к ней в третий раз? Наверное, потому что меня волнует и не отпускает эта тема. Некоторые сцены автор написал специально для нынешней премьеры. Немного переделан финал, мы решили добавить в него чеховские слова. Первоначально в тексте были три чеховские цитаты.

В  этом неожиданном спектакле интересно раскрывается молодое поколение труппы Нового драматического театра. Вера (Надежда Анципович) настроена весьма решительно и ни разу не отступает от своего плана. Хотя ее муж (Артем Пинчук) поначалу не понимает всей серьезности ситуации. Катя (Дарья Данцевич) — девушка эмоциональная, но в ней не сразу нарастает драматизм и понимание того, как высоки ставки в этой истории, цель которой не шумиха и успех, а исключительно самоотдача. Ибо, как писал Борис Пастернак, «быть знаменитым некрасиво». Катя еще готова повернуть происходящее вспять. Лишь в финале мы видим, насколько близко к сердцу она приняла всю эту историю.

Философские чеховские цитаты, за которыми возникают тени «Дяди Вани», «Трех сестер» и «Вишневого сада», финальная песня Булата Окуджавы из кинофильма «Белорусский вокзал» добавляют в «артхаусную комедию» настоящие драматические ноты. Авторы дают героям шанс на переосмысление своих ценностей и духовное перерождение. Они встречаются вновь после всех передряг в больнице и, кажется, заново учатся слышать друг друга. И простые слова обретают новый смысл. Не удивлюсь, если у кого-то из зрителей под занавес спектакля появятся слезы.

«Дожить до премьеры» — яркий стремительный калейдоскоп, где на смену комедийным сценам вдруг приходят философские. Похоже, актеры сами впадают в некий сценический транс и медитацию, пытаясь расслышать в шуме времени что-то свое, глубоко личное. И поверх первого пласта действия появляются второй и третий. Так, несколько важных и пронзительных сцен принадлежит героине актрисы Натальи Капитоновой. За этим персонажем угадываются темы личной неустроенности и одиночества. Куда-то исчезают бравада и нахрапистость, и в финальных сценах появляется незащищенная живая женская душа, обеспокоенная только одним — здоровьем мамы.

Спектакль заставляет задуматься о том, как трудно порой нам преодолеть дистанцию между такими близкими по духу и смыслу словами, как «общество» и «общность». Как пелось еще в одной песне на слова Булата Окуджавы, «святая наука — расслышать друг друга сквозь ветер на все времена…» по-прежнему не всем дается. Но надо стараться.

КСТАТИ

Совсем скоро Новый драматический театр откроет и новое сценическое пространство: здесь начнет работать экспериментальная площадка. В небольшом камерном зале, рассчитанном на 80—110 зрителей, раньше проходили репетиции. Теперь будут жить постановки. Первой премьерой станет спектакль «Пес Белого острова» по пьесе известного драматурга Алексея Дударева в постановке режиссера Светланы Науменко. Она запланирована на начало ноября. 

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter