Арсенал профессионала

О новациях в службе
«Внутренние войска — живой организм, а не какое–то закрытое и замкнутое в себе формирование, основанное на принципах консерватизма», — утверждает первый заместитель командующего внутренними войсками — начальник штаба Сергей КОНОПАЦКИЙ. Это был его ответ на мое предположение о том, что в боевой службе лучше бы пользоваться старыми проверенными наработками, чем постоянно внедрять некие новации. Оказалось – не лучше...

— Вы поймите, — объясняет Сергей Андреевич, — особенность внутренних войск в том, что они востребованы в первую очередь в мирное время. Наша главная задача — обеспечить безопасность граждан, поэтому мы просто не имеем морального права игнорировать вызовы современности. Более того, мы обязаны быть на шаг впереди нынешних условий, должны предвидеть различные угрозы, а не реагировать исключительно по мере их возникновения. Поясню эту мысль. К примеру, сейчас в государстве стабильная обстановка, обуздан криминал, отсутствуют предпосылки для террористических проявлений. Однако внутренние войска тем не менее уже сегодня готовы противостоять экстремизму, учатся проведению контртеррористических операций. Кроме того, нужно учитывать и научно–технический прогресс, все–таки живем в XXI веке. Развивается техника, развиваются и войска: научные достижения позволяют эффективнее решать возложенные на нас задачи.

— К слову, о технике. Возьмем для примера такой вид боевой службы, как охрана исправительных учреждений. Какие нововведения появляются здесь?

— Я знаю, что в понимании обывателя охрана ИТУ — это по–прежнему всего лишь «часовой на вышке» да «контролер в учреждении». На самом деле сейчас это целый комплекс организационных, режимных, технических и других мероприятий. И теперь мы поэтапно проводим модернизацию и замену технических средств, установленных на периметрах охраняемых объектов. Вместо устаревших ставим самые современные системы. Сегодня на периметрах запретных зон 11 из 18 охраняемых объектов уголовно–исполнительной системы уже установлена новая система охраны ИСО-777 с интегрированным оборудованием видеонаблюдения «Интеллект». Система в 100 процентах случаев выдает сигнал «Тревога» при попытке преодоления зоны обнаружения, позволяет предупреждать неправомерные действия осужденных, не допускать нарушения ими режима отбывания наказания. Использование этой техники позволило не только уменьшить численность личного состава караулов, но и в целом пересмотреть всю организацию охраны и надзора в исправительных учреждениях — ту организацию, которая существовала долгие годы.

— Как работает «Интеллект»?

— Вот, скажем, недавно в одной из колоний Могилева была попытка переброса: через основное ограждение в охраняемый периметр был заброшен запрещенный предмет (мобильный телефон). Это тут же зафиксировал «Интеллект». Телефон, образно говоря, еще не упал на землю, а войсковой наряд контролеров уже выдвинулся к месту переброса и задержал осужденного с запрещенным предметом в руках. Непроницаемость охраняемого периметра и оперативность реагирования на попытки его нарушений — вот что такое «Интеллект».

— Что еще, кроме чисто технических новаций, делается для повышения качества боевой службы?

— Думаю, новаторским для Беларуси можно назвать полный переход на военную службу по контракту при выполнении таких задач, как охрана и надзор в ИТУ, конвоирование осужденных в исправительные учреждения и места содержания под стражей.

— Чем это вызвано?

— В первую очередь — контингентом, с которым приходится сталкиваться внутренним войскам. Мы обеспечиваем «резонансные» судебные процессы с большим количеством (до 40 человек) особо опасных обвиняемых — вспомнить хотя бы недавние дела организованных преступных групп из Гомельской области. На нас возложена задача по изоляции преступников, приговоренных к высшей мере наказания. В местах лишения свободы внутренние войска охраняют закоренелых нарушителей закона, совершивших особо тяжкие преступления... Согласитесь, для этих задач нужны зрелые, психологически устойчивые люди с жизненным опытом, который вряд ли может быть у солдат–«срочников», пришедших со школьной скамьи. Во–вторых, здесь опять присутствует предвосхищение ситуации — ведь в обществе уже идут разговоры о том, что пора бы срок службы по призыву сократить до года. Для внутренних войск это катастрофически мало — солдат только–только успеет чему–то научиться, как ему пора увольняться в запас... Еще неизвестно, какое решение будет принято, но мы уже пытаемся обезопасить себя от нехватки подготовленных кадров, привлекая контрактников. Наконец, присутствует и экономический момент — платить зарплату постоянному контрактнику выгоднее, чем за государственный счет обеспечивать призывника, который завтра уйдет на гражданку... И это не только наш опыт — в большинстве стран СНГ перечисленные мной задачи выполняют профессионалы, проходящие военную службу по контракту.

— Вы обмолвились о конвоировании, одной из задач внутренних войск. Быть может, какие–то новшества возможны и здесь?

— А они уже внедрены или внедряются. В этом году были разработаны и уже экспериментально опробованы новые образцы средств индивидуальной защиты и активной обороны для личного состава караулов. При обеспечении тех же громких судебных процессов мы начали широко использовать современные технические средства наблюдения и обнаружения — как в судах, так и в специальном транспорте для конвоирования. Кстати, за последние два года весь парк спецтранспорта обновлен на 80 процентов. А в настоящее время мы испытываем еще одну новинку — систему спутниковой навигации, устанавливаемую на специальных транспортных средствах. Это позволит в реальном времени определять местоположение каждой машины и фиксировать время ее нахождения на маршруте конвоирования.

— Не пора ли усовершенствовать и такой вид боевой службы, как охрана общественного порядка? Какие наряды сейчас лучше справляются со своей задачей — чисто войсковые, милицейские или совместные?

— Знаете, мы ведь не чемпионат проводим, а охраняем покой граждан. Гражданину все равно, кто придет ему на помощь, лишь бы эта помощь была оказана вовремя. Поэтому вряд ли будет корректным говорить о том, кто лучше. И самостоятельные войсковые наряды, и совместные с сотрудниками милиции должны хорошо, как вы говорите, справляться... И многочисленные слова благодарности от людей в их адрес подтверждают, что нынешняя система охраны общественного порядка устроена правильно.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter