Арсенал крупным планом

Корреспондент "СБ" обнаружил в центре Минска склад оружия В бетонной комнате с зарешеченными окнами строгой колонной стоят десятки длинных пирамид c винтовками и карабинами, автоматами и пулеметами.
Корреспондент "СБ" обнаружил в центре Минска склад оружия

В бетонной комнате с зарешеченными окнами строгой колонной стоят десятки длинных пирамид c винтовками и карабинами, автоматами и пулеметами. Здесь и ружья-мушкеты XIX века, и знаменитые "машин пистоль" времен фашистской Германии, и даже американские автоматические винтовки М-16 - оружие современных Рэмбо. Есть "игрушки" и повнушительнее - противотанковые ружья, гранатометы. Весь этот арсенал используется на съемках фильмов киностудии "Беларусьфильм".

Оружейная комната "партизанфильма"

Киностудия "Беларусьфильм" в 60 - 70-е годы прошлого века специализировалась на военной тематике, отчего и получила добро-ироничное прозвище "партизанфильм". Белорусские кинематографисты создали немало кинолент о Великой Отечественной войне, в которых масштабные батальные сцены сняты, что называется, "вживую", без помощи всевозможных компьютерных спецэффектов. Следовательно, даже задействовавшееся там оружие было самым что ни на есть настоящим. И до сих пор все эти пистолеты и автоматы хранятся в неприметном одноэтажном здании, где располагается пиротехническая служба "Беларусьфильма".

Командует в киношной "оружейке", да и вообще на всем пиротехническом участке колоритный пенсионер Александр Шарендо, известный здесь как Сан Саныч. К "стреляющему железу" ему не привыкать: когда-то сам носил погоны, в отставку вышел в звании полковника после того, как вернулся из чернобыльского пекла. Потом пошел работать инженером на завод имени Козлова, а с 1987 года возглавил пиротехническую службу "Беларусьфильма". Даже на пенсии Сан Саныч сохранил привычку к армейскому порядку. А уж строгий учет и контроль за состоянием оружия - это у него как "Отче наш".

Основу киноарсенала составляет оружие времен Великой Отечественной. От Советской Армии в наследство достались пистолеты-пулеметы Шпагина (любимые партизанами ППШ) с дисковым магазином, десантные пистолеты-пулеметы Симонова - полностью металлические, безотказные в стрельбе и неприхотливые к погодным условиям. На полках и у стен сложены минометы Гивера и М-82, несколько видов пулеметов, малоэффективные даже в то время противотанковые ружья (ими можно было остановить танк только прямым попаданием в топливный бак или в гусеницу). А для достоверного показа гитлеровских солдат в свое время "Беларусьфильму" передали несколько десятков трофейных "машин пистоль" образца 1940 и 1944 годов.

Есть здесь и более старое оружие. Например, при съемках боев Первой мировой, гражданской войны или Октябрьской революции используются настоящие винтовки, которые знаменитый царский генерал Мосин сконструировал еще в 1891 году, а также их модернизированные варианты 1930 и 1938 годов. В том же ряду сразу привлекают внимание знаменитые пулеметы "максим", которыми в кино одинаково лихо пользовались и артисты, игравшие Чапаева, и, например, герой Виктора Сухорукова в нашумевшем боевике "Брат-2".

Иногда по сценарию требуются совсем уж редкие экземпляры оружия, в том числе иностранного производства. И в этом случае "оружейке" "Беларусьфильма" есть что предложить творцам - допустим, те же автоматы Томпсона. Ну а одну из самых многочисленных "экспозиций" составляют пистолеты: отечественные "макаровы" и "стечкины" соседствуют с браунингами, американскими кольтами, "вальтерами", маузерами, кремниевыми мушкетами...

Всего же на "Беларусьфильме" собрано около 2.000 стволов. Таким количеством оружия можно обеспечить практически любую массовку. Кстати, одна из самых впечатляющих по числу занятых персонажей сцен была снята в кинофильме "В августе 44-го...". Тогда оружейного реквизита не хватило и пришлось дополнительно привлекать армию. Из-за этого была нарушена одна из незыблемых заповедей кинематографа: никакого боевого оружия на съемочной площадке. Ведь все автоматы и винтовки оружейной комнаты "Беларусьфильма" хоть и подлинные, но прошли так называемую процедуру "охолощения" - то есть могут стрелять только холостыми патронами.

Конечно, для кинематографического воплощения военных действий одними лишь пистолетами и пулеметами не обойдешься. Именно поэтому часть военного реквизита "Беларусьфильма" находится на полигоне под Смолевичами, который киношники по аналогии с меккой американского кинематографа называют "Смолевуд". Там хранятся самые серьезные экземпляры арсенала: танки, бэтээры, а также тяжелая артиллерия.

"Секретные

материалы"

Есть у главного оружейника белорусского кино Александра Шарендо и свои секреты. Отдельные особо дефицитные "огнестрелы" в оригинале приобрести практически невозможно. Взять хотя бы "американский ответ" на наш автомат Калашникова - автоматическую винтовку М-16, которая и сейчас состоит на вооружении армии США. Естественно, что обзавестись ею легально весьма проблематично. Поэтому беларусьфильмовские пиротехники пошли другим путем, решив сымитировать заморскую диковинку. Для этого они взяли обычный "калашников", укоротили магазин для патронов, приделали сверху рукоятку и видоизменили ряд мелких деталей, придав своему изделию максимальное сходство с оригиналом М-16.

Еще один пример - автомат сложной системы, который предназначен для охранников VIP-персон. Он помещается сверху в кейс, ручка которого заодно служит и ручкой автомата. В критический момент "секьюрити" нажимает потайную кнопку, чехол-кейс падает на землю, и автомат начинает "дико хохотать" в руках своего обладателя. Вместо того чтобы искать такой раритет в заводском исполнении, студийные кулибины переделали немецкий МП-44: укоротили ствол, удалили приклад, так же как и в случае с М-16, припаяли рукоятку. Стреляющую часть оставили оригинальной. В итоге подделка получилась не хуже эталона.

Вообще, большая часть работы с оружием проходит в слесарном цехе пиротехнического участка. Здесь сейчас горячая пора. В начале декабря закончились съемки предполагаемого хита года - фильма "Анастасия Слуцкая". Обязательными атрибутами костюмов большинства его действующих лиц были различные виды средневекового оружия. И сейчас к оружейникам киностудии прибыли на чистку и ремонт горы копий и щитов, луков и колчанов. Так что в ближайшее время работы у пиротехников будет невпроворот.

Как это было

Еще в 1966 году постановлением Совета Министров СССР специально для развития советского кинематографа при киностудии "Мосфильм" была создана база "Алабино". В ней был собран богатейший арсенал практически всех видов вооружения и техники. Тысячи единиц стрелкового оружия, артиллерийские батареи, чуть ли не дивизии танков и бронетранспортеров. С тех пор и вплоть до распада Советского Союза оружие для съемок здесь заказывали все киностудии СССР.

Однако с момента своего прихода на "Беларусьфильм" Александр Шарендо развернул активную деятельность по созданию аналогичной базы у нас в стране. Он рассылал по всем инстанциям экономическое обоснование своей идеи. Ведь для того чтобы получить, например, несколько танков, нужно было не только изыскать средства для перегона техники за тысячу километров, но еще и заручиться соответствующим разрешением МВД СССР на определенный период. А так как съемка кино - дело труднопланируемое (погода капризничает, техника ломается, другие объективные причины), то за короткий промежуток времени отснять всю "натуру" удавалось редко. Поэтому затребованные боевые машины приходилось по нескольку раз гонять туда-обратно, получая новые разрешения. Естественно, расходовались огромные деньги. Вот и летели письма министру обороны Язову, премьер-министру Рыжкову с просьбами "вооружить" киностудию - лидера кинофильмов на военную тему. Но отовсюду приходили вежливые отказы. Тогда Сан Саныч начал атаковать республиканские силовые министерства, но и те ничем помочь не смогли. Наконец, после 1991 года неугомонный начальник пиротехнической службы "Беларусьфильма" принялся беспокоить органы государственного управления теперь уже суверенной Беларуси. Его не раз одергивали, угрожали увольнением. Трижды даже отстраняли от должности - правда, потом все равно восстанавливали.

Так дошел Александр Шарендо до Администрации Президента. В своем письме изложил проблемы киностудии, которые возникают при съемках фильмов о войне, попросил помощи. И дело сдвинулось с мертвой точки. В адрес "Беларусьфильма" из Администрации Президента пришло письмо, в котором сообщалось, что Министерству обороны дано указание о безвозмездной передаче флагману белорусского кинематографа по 10 единиц всех модификаций автомата Калашникова (АК-74, АКМС, АКМУ и т.д.), пистолетов Макарова. Всего - на добрую роту. И хотя Сан Саныч просил на батальон, он остался вполне доволен. Правда, пока не удается заполучить артиллерию и гусеничную технику - по той причине, что их невозможно "охолостить", то есть приспособить исключительно под залпы холостыми зарядами.

Мечтает беларусьфильмовский оружейник и о том, чтобы передавали в его арсенал самодельное оружие, которое изымают правоохранительные органы у настоящих бандитов. Сейчас оно в лучшем случае расходится по криминалистическим музеям, а чаще всего просто уничтожается. А ведь кустарные пистолеты смотрелись бы на экране в руках преступников гораздо логичнее, чем состоящие на вооружении у тех же милиционеров пистолеты Макарова.

Еще Шарендо хочет добиться, чтобы при какой-нибудь воинской части скапливалось списанное оружие, которое затем можно было бы использовать в съемках о "делах давно минувших дней". Добиваться своего Сан Саныч намерен настойчиво, а понадобится - и назойливо. Говорит, что, даже если будет знать, что завтра уйдет с работы, все равно вечером сядет и напишет очередное письмо с просьбой помочь киностудии...

Когда я покидал этот полусклад-полумузей "Беларусьфильма", появилось ощущение, что прикоснулся к Истории. Оружие, которое было создано задолго до моего собственного появления на свет, внушало благоговение и трепет. Своеобразный, матово-тусклый блеск вороненых стволов векового возраста навевал самые разные ассоциации: мужская дуэль после смертельной обиды, погоня за белогвардейцами на тачанке, брусчатые окопы под Сталинградом... И только за дверями киностудии, выйдя на современный столичный проспект, я понял, что все это было понарошку. Как в кино.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter