Арсенал характеров

Штрихи к портрету необычного подразделения белорусской армии .
Штрихи к портрету необычного подразделения белорусской армии

...Пару пятитонных авиационных бомб в части обхаживают как раритет советских времен. Его россияне оставили на память (а точнее, бросили) на одном из складов аэродрома, где прежде стояли стратегические бомбардировщики. "Стратегов" в Беларуси нет, а потому "пятитонки" сейчас демонстрируют всем приезжающим на 655-й авиационный склад в качестве музейных экспонатов с оговоркой: избавиться бы от них, но как?

Склад или клад?

Один из слухов, который мне довелось услышать, еще не переступив порог части, от случайного оршанского попутчика, гласил: в подземелья этой части может зайти и скрыться полностью целый железнодорожный состав. Вот она - тайная мощь армии! Заместитель командира части по морально-психологическому обеспечению майор Глеб Гуленков, когда услышал пересказанное, заулыбался

: - То, что здесь находятся боеприпасы, свезенные не одним железнодорожным составом, - это точно. Вот только хранить нам пустые вагоны в земле незачем, да и негде - сохранить бы вооружение.

Масштабы территории действительно поражают - около 300 гектаров. Здесь хранятся все типы ракетного вооружения и боеприпасов, которые может (и даже не может) применять отечественная боевая авиация. За последнее десятилетие из сокращаемых и реформируемых частей было свезено столько, что собранное в итоге и подсчитать оказалось трудно. Теперь пересчитывают все: и войска ПВО, и даже контрразведчики.

Относительно небольшим коллективом командование части выполняет почти непосильную задачу по сохранению боеприпасов и поддержанию их в исправном состоянии. Объем работ огромен. Несмотря на то, что некоторые ракеты и бомбы могут храниться до 30 лет и более, все они в соответствии с требованиями руководящих документов ежегодно проходят контрольно-техническое обслуживание. На контроль берутся несколько боеприпасов, и если обнаруживаются раковины от ржавчины с глубиной более 3 мм, то проверяется вся партия, каждая единица. Можно представить, с каким удовольствием в части избавились три года назад от бомб 1946 года выпуска, которые уже представляли потенциальную опасность для всего склада...

В прежние времена, по словам начальника штаба майора Сергея Мемуса, с начала августа по май на складе было не протолкнуться - шла постоянная работа по закладке боеприпасов в частях на новый учебный год. Боевая учеба в авиации шла так интенсивно, что в месяц с 655-го уходили до 30 загруженных ракетами и бомбами вагонов. Сейчас в год и вагона не набирается!

Спокойствие. Только спокойствие

Данные социально-психологического исследования офицерского состава, проведенного недавно психологом капитаном Анатолием Семененко, свидетельствуют о благоприятном моральном климате довольно-таки дружного коллектива. 98 процентов офицеров, прапорщиков и контрактников обеспечены жильем, зарплата по сравнению с оршанскими предприятиями выше. При этом все имеют личное хозяйство, самостоятельно обеспечивают себя самым необходимым. Это благополучие не мнимое, а видимое. Не случайно в 655-м стоит длинная очередь желающих поступить на контрактную службу, чего не увидишь в частях вблизи других областных и районных городов и особенно - в столице. При нынешних 80 - 100 тысячах рублей зарплаты на практически обанкротившихся оршанских предприятиях денежное и другое причитающееся военнослужащему довольствие кажется богатством.

- Сейчас у нас служат добросовестные, старательные ребята, - говорит майор Глеб Гуленков. - Конечно, бывают редкие случаи, когда человек выдает себя не за того, кем является на самом деле, - от таких мы сразу избавляемся. У нас даже есть своеобразный проверочный тест, который выделяет таких наверняка: как только у "гражданских" зарплата увеличивается, у некоторых наших контрактников падает дисциплина. Таких и отсеиваем.

Дослужиться бы до 100...

Незавидной на первый взгляд может показаться служба почти сотни бравых срочников-охранников. Подавляющее большинство из них несет службу в карауле по охране складов чуть ли не через два дня на третий. В остальное время - занятия по предметам боевой подготовки и работы по благоустройству и поддержанию пожаробезопасности территории склада. И все равно - многие солдаты рвутся в караул. Причина в стимулах: исполнительным и дисциплинированным военнослужащим предоставляются внеочередные увольнения, а за 100 караулов без замечаний - 5 дополнительных суток к отпуску.

Командование 655-го понимает, что служба у несущих охрану объектов в карауле - тяжелая не только физически, но и психологически. Территория части огромная, много старых скрипучих деревьев (на склады иногда даже захаживают лоси, перепрыгивая высокую "колючку" ограждения), нередко заглядывает подвыпивший местный люд. А в руках у часового - боевое оружие. Ровно год назад один не выдержал и выстрелил на посту в... себя. Чудом остался жив. Потом во время расследования сказал: "Иду - вижу себя второго... Ну я в него и стрельнул..." Хотя настоящая причина, как выяснилось позже, была совсем иной: самострел произошел из-за девушки, которой надоело ждать парня...

Сейчас наиболее оптимальным вариантом охраны объектов складов признан ВОХР, в который входят бывшие офицеры. Как считают в части, у отставников, оставшихся жить в близлежащих Барани, Балбасово и Орше, хватит и совести, и духа, чтобы без нарушений охранять боеприпасы. Тем более что и с особенностями службы отставники, как никто другой, знакомы. В командовании ВВС и войск ПВО уже принято предварительное решение о поэтапной реорганизации склада.

* * *

К сожалению, застать на месте командира части подполковника Алексея Шикина мне не удалось. Чтобы поддержать в надлежащем состоянии хранилища и территории такого огромного склада, одного желания мало. Поэтому командир и не сидит на месте...

Может, оно и к лучшему, что я не отвлекал подполковника Шикина от дел насущных своими разговорами. Все, что хотел, я и так увидел собственными глазами - даже на стрельбище, где проходили занятия по огневой подготовке с военнослужащими роты охраны, побывал и на подсобном хоздворе, вес свиней оценил. А вот железнодорожного состава у хранилищ с боеприпасами так и не приметил. Наверное, перед моим приездом офицеры скрыли его в подземелье...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter