Выйдут ли румынские коррупционеры из тюрьмы: политический кризис продолжается

Ароматы румынских гвоздик

Румынию потрясли массовые протесты, по своим масштабам невиданные со времен падения режима Чаушеску. По оценкам, в митингах, прошедших в разных городах страны в начале февраля, приняли участие до полумиллиона человек. Поводом для массового недовольства послужили принятые правительством поправки в Уголовный кодекс, предполагающие амнистию, а также смягчение ответственности за ряд нетяжелых преступлений, включая коррупционные. Правительство мотивировало такое решение «необходимостью разгрузить румынские тюрьмы и улучшить условия содержания заключенных в соответствии с требованиями ЕС». Однако возмущение граждан вызвало то, что от ответственности были бы освобождены чиновники, причастные к коррупции, а также ряд функционеров правящей Социал-демократической партии, в том числе ее лидер Ливиу Драгня.

Фото buy-ru.net

Кому выгоден румынский «майдан»? У нынешних событий есть как внутренние, так и внешние предпосылки. Общая политическая нестабильность в Румынии обусловлена непростой социально-экономической ситуацией. Страна — одна из беднейших в Европе, поводов для недовольства в силу этого у граждан достаточно. Поэтому вывести толпы людей на улицы против подозреваемого в коррупции правительства не составляет особого труда. Не случайно поэтому многие местные политики, чтобы снискать популярность у избирателей, используют борьбу с коррупцией в качестве главного козыря. Именно на антикоррупционной риторике во власть вошел и действующий президент Клаус Йоханнис.

Другой важной предпосылкой нынешнего кризиса стал вялотекущий конфликт между ветвями власти. Президент Йоханнис стал главой государства при поддержке Национальной либеральной партии, которая, однако, провалилась на парламентских выборах в прошлом году, и в результате правительство было сформировано коалицией Социал-демократической и Либерально-демократической партий. Подобный расклад закономерно привел к столкновению ветвей власти, контролируемых разными политическими силами.

В правящей Социал-демократической партии недовольны антикоррупционной деятельностью Йоханниса, считая, что он использует ее для борьбы с политическими оппонентами, в результате чего изобличенными в коррупции оказывались почти исключительно функционеры социал-демократов. Поправки, инициированные правительством, таким образом, должны были исправить однобокие и несправедливые, с точки зрения социал-демократов, антикоррупционные инициативы президента. Однако в результате под ударом оказались сами социал-демократы, а президент умело ушел из-под удара, обернув взрыв общественного недовольства себе во благо.

Нельзя не учитывать и внешний фактор. В румынских событиях отчетливо видна классическая режиссура «цветных революций», свидетельствующая о наличии внешней поддержки. Организация протестов через социальные сети, белые гвоздики, которые демонстранты приносили на митинги и дарили стоящим в оцеплении полицейским, — это больно уж все знакомо по событиям в Грузии, Кыргызстане, Украине и других странах. 

Теперь вопрос: кому это выгодно? Румыния в отличие от соседних Молдовы и Болгарии — страна стабильно прозападная. Однако в выборе между социал-демократами и национальными либералами западные центры силы будут на стороне последних. Социал-демократы, будучи в целом лояльны общему прозападному консенсусу, в большей степени ориентированы на дела внутренние и предпочтут быть в стороне от больших евро-американских игр, в то время как президент Йоханнис и национальные либералы в большей степени связаны с глобальными неолиберальными элитами. Сегодня, когда в США и ЕС разворачивается противостояние правых популистов и неолибералов, последние стремятся мобилизовать весь имеющийся у них ресурс поддержки. В этой схватке даже голоса таких, казалось бы, далеких и периферийных стран, как Румыния, обретают значение.

shimoff@rambler.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter