Аромат времени

В Минске много делается для того, чтобы город не задохнулся от жесткого дыхания современной жизни
Не знаю, смогу ли когда–нибудь, вспоминая нынешние годы, говорить об аромате этого времени. Потому что запах пыли, гари, выхлопных газов, невыветривающихся промышленных атмосферных выбросов никак ароматом не назовешь. Разве только что в кавычках. Уже несколько лет, возвращаясь после отпуска домой, в Минск, первую неделю в центре города непроизвольно дышу «через раз». Правда, потом привыкаю к тому, что есть. Хотя нет, все–таки не привыкаю, иначе не писала бы эти строки.

Интересно, где теперь молодые мамочки прогуливают своих детей? Город уплотняется — больших уютных зеленых дворов практически не осталось, подъездные дорожки заставлены машинами, а если какой свободный пятачок и сохранился, то безбожно загажен четвероногими друзьями граждан (в чем сами домашние любимцы, конечно, не виноваты). Неудивительно, что кашель у ребенка лечишь, лечишь, а эффекта никакого. Больным легким ведь требуется свежий воздух, а не вонючая ядовитая смесь...

Почему все вышеизложенное пришло мне в голову (на оригинальность мыслей, конечно, не претендую)? Уже несколько раз на белорусском канале СТВ попадала на очень милые передачи об истории Минска, где не столько рассказывают, сколько показывают — архивные киносъемки нашего города. Конечно, интересно смотреть — вспоминать, окунаться в прошлое, в детство. И вот, мысленно вышагивая по давним улицам, прислушиваясь к гудению позавчерашнего транспорта, вглядываясь в лица людей, я вдруг абсолютно четко начала ощущать аромат того времени. Аромат в самом прямом смысле. Какой он? Трудно описать. Пожалуй, наивный, добрый, несуетливый. И главное — чистый! В немаленьком городе! Зимой — сверкающе–бодрящий. Весной — хрустально–звенящий. Летом — настоянный на запахах цветущих трав (и в отличие от теперешнего, аллергия встречалась весьма редко). Осенью — приятно горчащий от слетевшей листвы.

Мы со школьной подругой с наступлением золотой осени специально ездили в парк Горького, чтобы побродить по толстому ковру опавшей желто–красной кленовой роскоши. Листья под ногами убаюкивающе шелестели — глянцево–блестящие и тоже чистые! Да, их не убирали с таким неуемным рвением, как происходит сегодня. Ну и не надо, ну и хорошо. Ведь они ничего не портили. Наоборот, создавали настроение, которое не забывается и спустя долгие годы. А что станут вспоминать сегодняшние девочки и мальчики? Слава и хвала современным дворникам, которые так оперативно сгребают и увозят сухой, почерневший, скукоженный кошмар, обреченно сваливающийся осенью с деревьев! Надо быть самоубийцей, чтобы гулять по такому «коврику».

В Минске много делается для того, чтобы город не задохнулся от жесткого дыхания современной жизни. Экологические замеры, мониторинги, отчеты — все есть. И соответствующие, вполне конкретные меры принимаются. Было бы несправедливо этого не замечать. Представители власти, экологи при должностях не скрывают: проблемы с окружающей средой не только существуют, но и нарастают. Однако одновременно некоторые как бы вскользь замечают: и все–таки вы еще живете не так плохо, вот там–то и там–то респиратор уже требуется. Так что меньше жалуйтесь. И вообще, в Арктике льды тают, в тундре вечная мерзлота становится хлябью земной, несчастные киты и дельфины из пучин морских от безысходности на сушу выбрасываются, грядет (или уже «пригряло»?) глобальное то ли потепление, то ли похолодание. А вам аромат времени, видите ли, подавай.

Глобальные катаклизмы — дело, безусловно, серьезное. Но как полноводные реки образуются впадающими в них маленькими речками и даже ручейками, так и масштабные природные катаклизмы постепенно складываются из наших отдельных на первый взгляд, казалось бы, не таких уж и больших потерь. Может, даже все начинается с того, что где–то теряется аромат времени...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter