Аромат роскоши и тошнотворные рынки

Непередаваемый, но явно тошнотворный запах.
Непередаваемый, но явно тошнотворный запах. Смесь "ароматов" гнилой капусты, испорченной рыбы, тухлятины и сточной канавы. К ним примешиваются "ароматы", источаемые горами пищевых продуктов всех сортов и видов, возвышающимися на прилавках. Расположенный у Киевского вокзала рынок явно отличается от других подобных мест. Окруженный оградой из листов жести, скрывающей его от нескромных взглядов, это самый популярный в Москве базар, где можно купить самые дешевые во всем городе продукты.

На улице, ведущей к нему от вокзала, вы проходите сквозь строй молчаливых фигур - неизбежные старухи, немытые цыгане, молодые кавказцы в мятых костюмах. Сидя на металлических барьерах или прислонившись к стене, они предлагают свой товар - обувь, белье, бритвенные лезвия и т.д. Но вот и сам рынок с обитыми жестью прилавками, которые оставляют для покупателей лишь узкий проход.

Здесь трудно остаться незамеченным. Не проходит и трех минут, как нас окружают громилы, все как один оснащенные сотовыми телефонами. Сплошные кавказцы, за исключением их шефа - рыжеволосого толстяка с крошечными глазками, который сразу попер на нас: "Это частный рынок, здесь нельзя снимать. Вы должны были получить разрешение у администрации". Когда же мы поинтересовались, где найти эту администрацию, то узнали, что беседуем с заместителем ее директора, который, впрочем, не пожелал продолжать беседу и потребовал, чтобы мы убирались.

Что же скрывает за собой Киевский рынок, где красная икра стоит в 5 раз дешевле, чем где бы то ни было? "Все очень просто, - объясняет наш провожатый. - Все продукты, которые вы видите, или испорченные, или, во всяком случае, с истекшим сроком годности. Вот почему азербайджанцы, которые снабжают рынок, могут покупать и продавать их по таким низким ценам". "Понимаете, - говорит один из обладателей сотового телефона, после того как удалился его шеф, - надоело, что кто угодно может сфотографировать наш рынок и потом рассказывать всегда одни и те же истории о его антисанитарном состоянии. В любом случае в июле он будет закрыт. Дайте нам спокойно доработать".

Расположенный в нескольких сотнях метров другой рынок под открытым небом - Дорогомиловский - имеет более пристойный вид. Продукты выглядят более свежими, покупатели - тоже. Состоятельный человек может даже нанять за 150 рублей в час носильщика с тележкой, который будет следовать за ним. Дама на высоких каблуках и в костюме как раз загружает такую тележку - мешок картошки, овощи, огромные куски мяса. "Все это обойдется мне в 150 долларов, - объясняет она, подняв на лоб солнечные очки. - В супермаркете я заплатила бы вдвое дороже". На Дорогомиловском рынке встречаются, однако, и другие персонажи. Вот закутанная в бежевое сильно запятнанное пальто старушка с повязанной платком головой. Она тащит сумку на колесиках. В углу рынка свалены пустые картонные коробки. Вернее, почти пустые. Старушка начинает рыться в них, пока не находит картофелину, которая после внимательного осмотра исчезает в ее сумке. Она не пропускает ни одной коробки. Покончив с ними, разматывает платок, поправляет волосы и продолжает свой путь уже как обычная покупательница.

Если бедняки делают свои покупки под открытым небом, то богачи предпочитают заниматься этим под землей. Торговый центр "Охотный ряд", расположенный под Манежной площадью у самого Кремля, является, возможно, единственным в России местом, где не ощущаешь себя в России.

На трех этажах, соединенных эскалаторами и сверкающими стеклом лифтами, раскинулись вереницы магазинов - здесь представлены все самые известные западные марки одежды, парфюмерии, ювелирных изделий. Покупателей почти не видно, поскольку цены превышают доходы большинства россиян. Зато разделяющие магазины проходы заполнены народом, поскольку "Охотный ряд" стал одной из самых притягательных для провинциалов московских достопримечательностей.

Впрочем, это не означает, что кто угодно может туда зайти. 24 охранника в черной униформе и каскетках, делающих их похожими на американских полицейских, строго следят за входящими и без разговоров заворачивают нищих, бродяг или других слишком бедно выглядящих подозрительных личностей. Толпа на эскалаторах выглядит молодой, чистой и здоровой. Посетители могут утолить жажду в ресторанах или барах, регулярно разрывающих цепь магазинчиков. Как известно, созерцание витрин вызывает жажду. Даже самые стойкие не могут одолеть соблазн выпить за 500 рублей кружку пива, любуясь на морских черепах, плавающих в гигантском аквариуме.

Между тем 38-летний компьютерщик Алексей, работающий на IBM, утверждает, что настоящая социальная пропасть разделяет отнюдь не бедных и богатых. "Все дело в принадлежности к разным поколениям", - говорит он, вкушая лангуста в компании с парой друзей, с которыми познакомился в Интернете на сайте... садомазохистов.

Это действительно так: в "Охотном ряду" не встретишь бедняков, но не встретишь и стариков, хотя охрана и не отсеивает их на входе. Селекция происходит сама собой. "Хотите доказательств? - спрашивает Алексей. - Мой семнадцатилетний сын живет в другом мире, он и его друзья более свободны, более индивидуальны, более уверены в себе, чем мы". Может быть, они и большие садисты? "Ну, маркиз де Сад - это скорее вопрос философии. Для нас главное - это самоутверждение, способность вырабатывать и отстаивать свою позицию".

Уж этому-то в полумраке "Охотного ряда" в любом случае ничто не угрожает.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter