Аромат поздней осени

Тихая премьера национальной киностудии
Тихая премьера национальной киностудии

Первое, что можно сказать о дебютной игровой картине нашего знаменитого кинодокументалиста Виктора Аслюка, так это то, что на экраны она вышла тихо... В последние годы, когда «Беларусьфильм» то и дело попрекают мизерным количеством собственной кинопродукции, каждая новая полнометражная лента здесь — довольно–таки шумное событие. На премьеру зовут журналистов, выставляют новинку чуть ли не на все доступные кинофестивали (уж на «Лiстапад» — так непременно), устраивают встречи со съемочной группой... Но «Нябачны край» покинул стены родной киностудии как нелюбимое дитя: премьера состоялась кулуарно, в программу «Лiстапада» его не включили (несмотря на полученный накануне диплом международного кинофорума «Бригантина» в Бердянске), правда, в афише минских кинотеатров фильм все–таки появился. Но опять же — на считанные дни, на заведомо обреченных дневных сеансах и без какой бы то ни было рекламы.

В принципе, все нетрадиционное поначалу вызывает опасение. Пташук первым создал национальный военный экшн — для отечественного кино это было почти вызовом, хотя мировой кинематограф давным–давно открыл для себя этот захватывающий жанр. То есть я хочу сказать, что последний фильм белорусского мастера стал популярным закономерно и предсказуемо. Но в последующие 6 лет так и остался случайной удачей национальной киностудии... По большому счету, и первый игровой фильм Аслюка нельзя назвать таким уж необычным — если только не рассматривать его в разрезе «Беларусьфильма». Поскольку так проникновенно здесь не снимали с незапамятных времен.

История, поведанная в фильме, вполне укладывается в формулу «сюжет для небольшого рассказа». Собственно, сюжет небольшого рассказа Михася Зарецкого Аслюк и использовал для сценария своего фильма. История камерная, негромкая. Жена героя умирает в больнице, и он, как бы кощунственно это ни звучало, ждет ее смерти, хотя даже боится думать об этом. Но у героя есть тайная любовь в лице молоденькой деревенской учительницы, отвечающей ему взаимностью. А еще есть друг, всю жизнь тайно влюбленный в его жену... В финале этот любовный многоугольник превращается в еще более сложную и безнадежную конструкцию, несмотря на фактический хеппи–энд — выздоровление больной. Но послевкусие от фильма отнюдь не гнетущее, а напротив — свежее и даже как будто обнадеживающее. Возможно, благодаря нереально красивым пейзажам — фирменному знаку этого режиссера, обладающего талантом находить красоту в, казалось бы, совершенно заурядных местах.

Как Аслюку удалось запечатлеть в кадре эту свежесть и прохладу, эти эфирные субстанции, которые не увидишь, не услышишь, — ума не приложу, но фильм буквально пронизан ароматами поздней осени. И вдобавок это очень белорусская картина, где все настоящее — роскошная природа, хотя эта роскошь и не бьет в глаза, сдержанный белорусский характер, когда все страсти бушуют внутри, и, наконец, сочный белорусский язык, на котором разговаривают герои Андрея Ковальчука, Игоря Денисова и Светланы Кожемякиной...

Понятно, что «Беларусьфильм» еще только учится продвигать свое кино и склонен подчас перестраховываться. Тем временем фильм Михаила Сегала «Франц + Полина», завоевавший значительное количество призов на «Лiстападзе», убедил продюсеров, что вместе с достойной картиной публика принимает и белорусский язык в кадре.

А член Европейской киноакадемии Виктор Аслюк, как всегда, занят новыми съемками — вернулся в неигровое кино, снова снимает милую сердцу белорусскую деревню (в этот раз на Слонимщине). Застать его в столице по–прежнему почти невозможно. Тем не менее мне это удалось — за полчаса до поезда на Варшаву, где Виктор навещает киношколу Анджея Вайды. И я успела–таки задать свой вопрос:

— Два года назад вы сказали мне в интервью, что заметные перемены в национальном кинематографе наступят через 5 лет. Значит, осталось подождать еще 3 года?

— Думаю, да: мы подошли к некоей критической меже, за которой так или иначе должны быть перемены, — услышала в ответ. — «Беларусьфильм», пожалуй, мог бы снимать и больше, и лучше, но для этого нужно понять, что кино — это не только коммерция... У кино должны быть национальные черты, тогда оно будет интересно и дома, и за границей.

К слову, на днях в Могилеве открылась Неделя белорусского кино фильмом «Нябачны край», который все–таки признали одним из лучших проектов национальной киностудии.

Фото Александра ДМИТРИЕВА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter