Аромат, который видно

На премьерном показе в минском кинотеатре «Октябрь» публика аплодировала фильму «Парфюмер» стоя. Фильм состоялся...
На премьерном показе в минском кинотеатре «Октябрь» публика аплодировала фильму «Парфюмер» стоя. Фильм состоялся. Режиссер, продюсер и вся съемочная группа, примите наши поздравления. Провалы фильмов «Код да Винчи», «Имя Розы» и прочее и прочее вынуждают современного киномана относиться к экранизациям предвзято. Немецкий режиссер Том Тыквер, к счастью, не стал с лупой читать роман Патрика Зюскинда, точно экранизировать каждую страницу, как это сделал Бортко с романом Булгакова «Мастер и Маргарита», например. Тыквер к якобы «высоколобому» роману Зюскинда относится несколько легкомысленно и в любой момент, когда книга хочет довлеть над кино, размазывает на пленке серьезные литературные домыслы: «подмигивает» зрителю, отпускает шутку — и зрительный зал нервно хохочет в тех местах, где читатель, возможно, и рыдает. В романе Зюскинд на каждой странице намекает на то, что главного героя Гренуя неведомо, как трактовать. Он кто, вообще? Гений? Злодей? Властолюбец или колдун? И в целом склоняется к мысли, что гений — это монстр, если он социально опасен. Гренуя режиссер видит человеком плоть от плоти, неожиданно красивым, таким как Бен Уишоу, хотя у Зюскинда Гренуй все–таки уродец, человек–раскоряка. По Тыкверу, мальчика недолюбили, отсюда все беды: он боится остаться в этом мире совсем один, стремится к людям, но из–за болезни — сверхразвитого обоняния и отсутствия своего собственного запаха ему не приблизиться к нам никогда. Мальчик страдает и убивает, а что делать? Вот примерно таков моральный посыл Тыквера, разумеется, несколько упрощенный. Для тех, кто книгу не читал и не собирается, киноверсия «Парфюмера» — это современное кино от основателя новой немецкой волны, с редкой красоты кадрами и мощными массовыми сценами. Взять хотя бы оргию на площади, когда Гренуй из волшебного пузырька выпускает идеальный аромат, составленный им из 13 запахов самых красивых женщин Франции. Сексуальную мессу, когда толпа разбивается на влюбленные пары и совокупляется прямо на площади, Тыквер воссоздает не менее живописно, чем Караваджо или даже Босх, — тот редкий случай, когда во время киносеанса зал вдохнул одновременно и не выдохнул никогда (до финальных титров, вы понимаете).

Нескучная, эстетски снятая картина «Парфюмер» ориентирована на темные полотна Рембрандта. Тыквер утверждает, что ради визуализации запахов командовал тысячной массовкой, стоя по щиколотку в рыбной требухе. От первого и до последнего кадра фильм насыщен образами, предметами и людьми, источающими запахи: гнилые зубы, беременные женщины, собаки, дети и рыба — в фильмах Тыквера буквально все пропитано множеством запахов и просто буйно воняет (сказать «пахнет» — ничего не сказать). Тыквер, опытный музыкант, написал для «Парфюмера» и музыку. После «Беги, Лола, беги» я долго искала саундтрек, сейчас чувствую тоже самое — в «Парфюмере» шикарная партитура, будем искать... В целом киношный «Парфюмер», на мой вкус, превосходит своего литературного брата. Точные формулировки Тыквера, его киноманьеризм и умение ловко вести повествование сделают фильму кассу. По крайней мере, Тыквера можно считать режиссером двух поворотных картин в истории кино. Для «Лолы» он придумал новый киноязык, а «Парфюмеру» дал кинозапах...

Вместо послесловия. Хотелось бы высказать несколько слов благодарности в адрес УП «Киновидеопрокат». Достать билет на «Парфюмера» в столичный кинотеатр — значит, выстоять длинную очередь, и на сегодняшний уик–энд билетов в кассах уже нет. Ажиотаж вокруг «Парфюмера» объясним: это главная премьера осени, мы ее смотрим на две недели раньше, чем американцы. Но для столичного киномана — это уже стало обыденностью, нормой. Конечно, на фоне расцвета российского кинематографа и «битковых» залов в кинотеатрах на российских премьерах хотелось бы дожить и до ренессанса картин белорусского производства. Увы, наши режиссеры пока молчат. Будем надеяться, копят силы перед большим прыжком в современную индустрию кино.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter