В Беларуси по педагогическому профилю обучаются около 25 тысяч человек

Армия педагогов вырастет, но и требования к ним тоже

Сегодня в Беларуси по педагогическому профилю обучаются около 25 тысяч человек. Председатель Мингорисполкома Владимир Кухарев в телепередаче «Разговор у Президента» отметил, что с этого года увеличивается набор абитуриентов в Минский городской педколледж почти в 2,5 раза.
Фото  pixabay.com

Работа педагога не из простых: и нагрузки в детских учреждениях не детские, и ученики нынче «шибко умные», скорее о них зубы сломаешь, чем они о гранит науки. Да и пандемия все же дала о себе знать: даже учителям-пенсионерам предлагали вернуться на работу. В свою очередь некоторые молодые «сеятели разумного, доброго, вечного» не прочь найти работу подоходнее.

Как обстоят дела с укомплектованием системы образования специалистами сегодня?

Утолить кадровый голод

В пресс-службе Министерства образования заверили, что ни детские сады, ни школы, ни университеты не будут испытывать нужды в кадрах.

— Сегодня в сфере дошкольного и общего среднего образования работают почти 173,3 тысячи человек. В сегменте высшего и дополнительного образования взрослых занято 19,7 тысячи преподавателей. Более 9 тысяч из них имеют ученую степень и почти 8 тысяч — ученое звание, то есть это кадры высшей научной квалификации, руководители и участники научных школ, которые занимаются подготовкой специалистов на самом высоком уровне, — рассказывает пресс-секретарь Министерства образования Людмила Высоцкая. — Кроме того, мы выстраиваем непрерывную систему не только подготовки, но и повышения квалификации педагогических кадров, реализуя модель «образование через всю жизнь».

Дорогу молодым

Ежегодно в сферу образования вливаются около 6,5 тысячи молодых специалистов. И нынешний год исключением не станет — в школьных классах забурлит молодая кровь. Надолго ли там задержатся новые кадры? Практика прошлых лет показывала, что после отработки по распределению многие уходили не только со своих первых рабочих мест, но и вообще из системы образования. Тем не менее закрепление молодых педагогов имеет положительную динамику, отмечает Людмила Юльяновна:

— После обязательного срока отработки сегодня составляет практически 80 %. И такой высокий показатель означает, что условия труда устраивают молодых специалистов.

Несомненно, чтобы вчерашние выпускники не стремились побыстрее упорхнуть из педагогического гнезда, им нужна поддержка, и прежде всего материальная. Для этого в стране действуют стимулирующие и компенсирующие выплаты, разработанные специально для них. Кстати, эти выплаты могут быть продлены и осуществляться даже после окончания действия статуса молодого специалиста, а это до 5 лет.

За январь — май 2022 года зарплата учителей выросла более чем на 20 %. По данным Белстата, за май она составила 1573,4 руб­ля — 88 % средней зарплаты по стране. Глава государства поставил задачу, чтобы к 2025 году этот показатель увеличился до 106 %.

Думаю, многие согласятся, что труд учителя должен быть достойно оплачен, ведь, несмотря на все сложности, наши педагоги успешно справляются со своей работой и не только подтверждают или повышают свою квалификацию, но и получают заслуженные награды. Сейчас в Беларуси 26 педагогов, имеющих почетное звание «Заслуженный учитель», и один — «Народный учитель». Только за этот год 566 педагогических работников получили ведомственные награды (316 награждены грамотой Министерства образования, 169 человек — Почетной грамотой, 81 человек — нагрудным знаком «Выдатнік адукацыі»).

Фото  БЕЛТА

Десять правил

Престиж профессии учителя в Беларуси растет. Но этому способствуют не только повышение зарплаты и награды. Само отношение в обществе свидетельствует об этом. Конечно, важность этой работы и раньше никто не оспаривал. Однако хороший учитель сегодня ценится, многие родители придирчиво выбирают школу для своего ребенка, им небезразлично, кто станет его первой учительницей. Если педагог хороший, попасть к нему в класс хотят многие. В этом случае личность учителя выступает основным гарантом качественной работы всей школы. А это большая ответственность. Именно поэтому и появился приказ министра образования № 401 от 10 июня 2022 года, которым были утверждены 10 правил педагога, вызвавшие неоднозначную реакцию. А ведь в них нет никакой крамолы: нужно просто строить свою работу на основе взаимного уважения, добросовестно выполнять профессиональные обязанности, совершенствоваться, быть честным, открытым для общения, доброжелательным, вежливым, избегать конфликтов.

Есть у этих правил и преамбула. В ней говорится, что высокий государственный и общественный статус учителя основан на взаимном уважении всех объектов образовательного процесса — учеников, родителей, педагогов. То есть уважение должно быть взаимным. Несправедливо выдвигать высокие требования только к учителю. И родители, и дети обязаны уважать своего педагога.

Наиболее горячие споры в сети вызвал 10-й пункт правил, в котором, казалось бы, и придраться не к чему: внешним видом, поведением, культурой общения нужно соответствовать статусу педагогического работника. Учителя должны ежедневно подтверждать свой высокий статус: хорошо выглядеть, правильно вести себя в соцсетях. Раньше это само собой ра­зумелось, а теперь прописано на бумаге: учителям нельзя публиковать фото в купальниках, с алкоголем и сигаретами. Да, все они живые люди, тем не менее профессия обязывает. И хочется, чтобы это были не ее издержки, а внутреннее понимание педагогами своего великого, по сути, предназначения. Учитель остается учителем и за стенами школы, и даже когда уходит на пенсию.

С ДЕБЮТОМ!

В 2022/23 учебном году впервые пройдет республиканский фестиваль «Педагогический дебют». Это еще одна возможность поднять престиж профессии, мотивировать молодых специалистов и руководителей учреждений образования. Фестиваль станет частью конкурса «Учитель года Республики Беларусь». Предусмотрены четыре номинации: «Молодой директор учреждения, реализующего образовательные программы общего среднего образования», «Молодой заведующий учреждением, реализующим образовательную программу дошкольного образования», «Молодой учитель» и «Молодой воспитатель дошкольного образования».

prolyuk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter