В обороне акценты делаются на стратегическом сдерживании противника

Армия быстрого реагирования

Что собой представляют одобренные Советом Безопасности и утвержденные Президентом новый План обороны Беларуси и Концепция строительства и развития Вооруженных Сил до 2030 года

Белорусская армия никогда никому не угрожала и угрожать не собирается — об этом Беларусь заявляла не один раз. Но что же делать, если войска НАТО подходят к нашим границам, развертывая крупномасштабные наступательные силы, пусть даже для учений? Идут скрытые информационные и экономические войны, в различных регионах мира разгораются военные конфликты. Все это требует не только пересмотра системы обороны, но и активного поиска эффективных средств защиты и борьбы с новыми вызовами.

Фото  БЕЛТА

Экономические, информационные, гибридные войны и противостояния давно стали топовыми новостями в мировых СМИ. Ежедневно появляются новые очаги конфликтов, а одновременно с ними —  призывы одуматься и прекратить движение в пропасть. Сегодня США, Китай, Россия, Евросоюз — центры глобального притяжения. А что же делать небольшим странам, находящимся между этими центрами силы?

Новую стратегию в течение 2019 года разрабатывали в Генштабе, а на заседании Совета Безопасности одобрили, представив документ на подпись Верховному главнокомандующему. Основной акцент сделан на сохранении существующего состава и структуры Вооруженных Сил, их качественного развития за счет улучшения боевой подготовки, перевооружения и модернизации технической базы.

В новом Плане обороны стратегическому сдерживанию противника уделено больше внимания, чем в предыдущих документах. По словам Госсекретаря Совета Безопасности Станислава Зася, с большим вниманием рассматриваются и вопросы дестабилизации ситуации в стране — это тоже вопросы обороны. Это реальность нашей современности, с которой столкнулись по всему миру: все начинается с дестабилизации ситуации в стране и провоцирования внутреннего вооруженного конфликта. По мнению экспертов, Беларусь сегодня в состоянии обеспечить военную безопасность. В будущем планируется повышать расходы на оборону — это объективно необходимо для того, чтобы качественно наращивать потенциал Вооруженных Сил. Предполагается, что за десять лет расходы на оборону вырастут до 1,5% ВВП.

Говоря об особенностях нового Плана обороны, министр обороны Андрей Равков говорит, что этот документ «очень приземленный» и основан на точных расчетах. В нем расписаны (в том числе с финансовой стороны) мероприятия, которые будут проводиться в мирное время, в период нарастания угрозы и в военное время. В плане заложены все действия военных и силовых структур, министерств и ведомств, относящихся к госорганам, которые обязаны уже в мирное время проводить ряд мероприятий, чтобы снизить вероятность возникновения конфликтов или свести ее к нулю. Уточнена система управления государством на военное время, она проверена на нескольких учениях. По словам министра, система позволит четко и целенаправленно руководить всеми силами и средствами при защите государства. Финансирование в первую очередь будет выделяться на развитие беспилотной авиации, радиоэлектронной и радиолокационной разведки. Будет также совершенствоваться и закупаться ударная авиация, продолжится модернизация артиллерии ракетных войск и имеющихся систем ствольной и реактивной артиллерии. Кроме того, в войсках со временем исчезнут техника и средства, которые физически и морально устарели.

При подготовке утвержденных документов военные специалисты исходили из наихудших для страны вариантов развития событий, учитывался опыт конфликтов в Украине, Сирии, Венесуэле, Боливии. По мнению первого заместителя министра обороны Александра Вольфовича, в качестве угрозы армия сегодня не рассматривает (но не исключает) крупномасштабную войну как таковую. Сейчас конфликты развиваются по другим сценариям: расшатывается обстановка в стране, действуют мелкие группы, оппозиция, диверсионно-разведывательные группы. Очень широко используются наемники частных военных компаний, которые проверяют на прочность всю силовую составляющую. В противовес этому в Беларуси разработан свой комплекс мер: в армии есть силы немедленного реагирования, готовые в случае непредвиденной ситуации прикрыть участки вдоль госграницы и вместе с МВД взять под охрану объекты внутри республики. Очень важно, что при этом Беларусь не рассматривает другие государства в качестве возможного агрессора. Мы имеем исключительно оборонительную военную доктрину.

Сегодня в мире усиливаются политические и экономические разногласия между ключевыми центрами силы. С одной стороны, это англосаксонский мир, с другой — Азиатско-Тихоокеанский регион, страны Евросоюза и ЕАЭС. По мнению экономического эксперта Алексея Авдонина, наиболее ожесточенной формой противостояния являются информационные войны и психологическое воздействие не только на население, но и на ответственных государственных лиц. Поэтому все, что касается предотвращения подобных угроз, является первоочередным в обеспечении национальной безопасности. В Беларуси для этого многое делается, но надо понимать, что формы современного информационного противостояния постоянно меняются. Поэтому важно отслеживать все международные тенденции. И не только на сайтах и в соцсетях. Например, сегодня набирает силу такая форма, основанная на искусственном интеллекте, как deepfake (глубокая подделка), которая используется для соединения и наложения существующих изображений и видео на исходные изображения или видеоролики. Так можно запросто дискредитировать любого политика, должностное лицо или обычного человека. В наступающем году экспертами прогнозируется более частое использование подобных технологий.

Национальное информационное поле Беларуси должно рассматриваться как закрытая от негативных воздействий область. И агрессия там может восприниматься наподобие военной. Сегодня понятие «информационное воздействие» в мире меняется, вырабатываются соответствующие правовые меры на уровне международного права.



План обороны, Концепция строительства и развития Вооруженных Сил до 2030 года — стратегические документы. Аналитик Белорусского института стратегических исследований Андрей Чернобай отмечает, что наша армия сегодня является одной из самых сильных в Европе. Это отмечают различные международные организации, обращая особое внимание на высокий уровень боеспособности белорусских сухопутных и противовоздушных сил. Тем не менее военная доктрина республики сугубо оборонительная и никто не рассматривается в качестве потенциального противника. Но быть готовым к тому, что такой противник может появиться, необходимо: международная обстановка меняется каждый день. Впервые вопросы стратегического сдерживания вынесены в отдельный документ, ранее они входили в общий План обороны. Мы должны быть готовы не только защитить страну от агрессии, но и нанести противнику неприемлемый ущерб с его точки зрения.

Проще говоря, каждый, кто на нас позарится, должен понимать, что получит такой ответ, который нанесет серьезный удар по его вооруженным силам и настроит общественное мнение страны-агрессора против ее руководства. Ведь всевозможные потери будут значительны. Для этого у белорусской армии есть современная авиация, «Полонез», новейшие артиллерийские ударные системы. Все это — оружие сдерживания, и наша армия не собирается его применять в качестве наступательного.

В ТЕМУ

Игорь Чибисов, военный эксперт:

— Мы не увеличиваем ни количество танков, ни число другой бронетехники наступательного характера. Но тратить деньги на оборону нужно в любом случае. В необходимом перечне — беспилотная авиация, средства радиоэлектронной и радиолокационной разведки, а также ракетное оружие, при помощи которого можно не только отразить удар возможного противника, но и нанести ему неприемлемый ущерб. Беларуси исторически предопределено находиться на перекрестке масштабного противостояния, достаточно вспомнить хотя бы войны прошлого столетия, прокатившиеся по многострадальной белорусской земле. Республика, проводя миролюбивую внешнюю политику, сегодня способна защищать не только свои рубежи, но и границы своего ближайшего союзника — России. Являясь, по сути, ее западным форпостом, Беларусь, как и в далеком 1941-м, может первой оказаться один на один с врагом, на пути войск агрессора. Хотелось бы, чтобы у наших союзников это стало предметом более глубокого понимания.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter