Посол Армен Гевондян об армянских ценностях и белорусской душе

Армения: ценность независимости

В нынешнем году Армения отмечает 28-летие своей независимости: 21 сентября 1991-го состоялся референдум, в результате которого страна стала независимым государством. Это событие открыло новую главу в жизни армян — древнего народа с непростой и невероятно богатой историей. О том, что символизирует День Независимости для армянской молодежи, чем похожи современные белорусы и армяне и где искать точки роста для сотрудничества, в интервью нашей газете рассказал Чрезвычайный и Полномочный Посол Армении в Беларуси, Постоянный полномочный представитель Армении при уставных органах СНГ Армен Гевондян.


— Наш главный государственный праздник, отмечаемый 21 сентября, — это олицетворение той исторической ответственности за судьбу будущих поколений, которую мы взяли на себя 28 лет назад. С одной стороны, мы понимаем, что для реализации целей и принципов, заложенных в Декларации о независимости, построения безопасного и благополучного будущего потребуются время и усилия. Но армяне уже многое сделали в этом направлении, и мы полны решимости продвигаться дальше.

С другой стороны, после обретения независимости мы еще более твердо подтвердили приверженность своим корням, традициям, ценностям, которые наш народ накапливал тысячелетиями. А наши ценности — это в первую очередь понимание того, что все рождены равными, с присущим человеку достоинством, что у каждого есть неотъемлемое право на жизнь, свободу и стремление к счастью.

Также важно, что были инициированы и реализовываются преобразования, которые обеспечат Армении достойное место на современной карте мира, в том числе и экономической, — а ведь ее «лицо», как известно, определяется сегодня новыми критериями. Это и высокие технологии, и наукоемкие отрасли, и внедрение чистых, экологичных производств, и сокращение разрыва между крупными городами и населенными пунктами в сельской местности.

— Насколько совпадает, на ваш взгляд, восприятие независимости у армян и белорусов?

Фото Арменпресс.
— Схожих моментов много. Путь к независимости и суверенному государству и у армян, и у белорусов был очень непростым. Другой важный фактор: за минувшие десятилетия в условиях независимости в наших странах родилось и выросло поколение с новыми взглядами и идеями, которое уже не только получило образование в школах и вузах, но и работает, внося полноценный вклад в развитие государства.

Важно, что мы, и армяне, и белорусы, во многом самодостаточны. Мы вступаем в союзы, но на условиях равноправия и взаимоуважения, позиционируя себя в качестве надежного партнера со своими национально-государственными интересами.

— Каковы приоритеты и цели сегодня у Армении?

— Недавно в Ереване прошел ежегодный сбор руководителей центрального аппарата МИД и глав дипломатических миссий Армении, в ходе которого были четко сформулированы три основополагающих принципа внешней политики.

Первое — суверенитет. В основе заложена политика ориентированности на Армению, защита интересов нашего государства и всех его граждан. Этот фундаментальный принцип имеет важное значение в контексте глобальной изменчивости современного мира, где основные вопросы первичной безопасности и развития могут быть решены исключительно на основе независимых и суверенных решений.

Вторым краеугольным камнем является панармянство. Это одновременно и принцип, и средство. Армения является центром армянства и центром ключевых действий, ориентированных на защиту, сохранение и развитие нашей национальной идентичности на личностном уровне, на уровне отдельных общенациональных структур, на государственном уровне.

Все это может быть реализовано вкупе с еще одним принципом — взаимодействие. Армения готова продолжить шаги по укреплению мира, безопасности и развитию в регионе. С этой целью мы продолжим наращивать сотрудничество с дружественными государствами. Мы также будем последовательны в части своего посильного вклада в международную безопасность и международное сотрудничество, содействуя решению глобальных проблем и тесно взаимодействуя в двусторонних и многосторонних форматах.

— Господин посол, смогли ли Беларусь и Армения после обретения независимости не потерять связи — экономические, культурные, человеческие?

— Мосты мы точно не сжигали, если не сказать обратное!

До обретения независимости наши контакты проходили в рамках единой большой страны. Было 15 республик, но они практически не имели отдельных связей с внешним миром.

Фото Арменпресс.

После распада СССР наши уже суверенные страны открылись для мира, а мир открылся для нас. Круг общения резко расширился, но нельзя сказать, что Армения и Беларусь как-то отдалились. Наоборот.

Признаюсь, мне очень приятно видеть на борту вылетающего из Минска в Ереван самолета молодых белорусов, которые выбирают для туризма мою родную Армению. И их, поверьте, немало. У белорусов есть простой человеческий интерес к Армении, и это важный показатель.

— И со стороны армян интерес к Беларуси тоже очевиден…

— В основу армяно-белорусских отношений заложены давние исторические пласты. И речь идет даже не о последнем столетии. Армяне жили здесь во времена Великого Княжества Литовского. Часть из них занималась развитием внешнеторговых связей. В середине XVIII века на службу к Радзивиллам пригласили армянского мануфактурщика Ованеса Маджарянца (более известного в Беларуси под именем Ян Маджарский). Он возглавил фабрику по изготовлению дивных шелковых поясов — тех самых слуцких, слава о которых пошла по всему миру.

В истории было немало периодов, когда армяне и белорусы поддерживали друг друга, стояли плечом к плечу. По меньшей мере около 3,5 тысячи армян отдали свои жизни за освобождение Беларуси от фашизма — эта цифра относится к тем, чьи имена и фамилии документально зафиксированы. Хотя на самом деле погибших на белорусской земле в те страшные годы воинов-армян было гораздо больше. Легендарный маршал Иван Баграмян командовал 1-м Прибалтийским фронтом во время проведения операции «Багратион» летом 1944-го на белорусской территории. За участие в боях за Беларусь Баграмяну было присвоено звание Героя Советского Союза.

И это только часть примеров того, как тесно переплелись судьбы наших народов.

— В политике и экономике мы сейчас сотрудничаем так же тесно?

— Наши двусторонние отношения развиваются по всем направлениям. Хороший политический диалог, создана солидная договорно-правовая база нашего взаимодействия, насчитывающая более 80 двусторонних соглашений. Также есть немало документов, принятых в рамках интеграционных объединений — Организации Договора о коллективной безопасности, Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического союза, которые также регламентируют наши двусторонние отношения. Действуют различные комиссии — от межправительственной, межпарламентской и научной до военно-технической. Ну и, конечно, взаимодействие на международных площадках, призванное обогатить палитру двусторонней повестки дня. 

Но самое главное, что есть у нас, — это контакты между людьми и простое человеческое желание продвигаться вперед.

— Армен Вачикович, какие вы видите ключевые точки роста для сотрудничества?


— Жизнь распорядилась так, что ни Армения, ни Беларусь не могут похвастаться большими запасами природных ресурсов. Вместе с тем наши страны одинаково понимают: главное в современном мире — это человеческий ресурс, который позволяет находить новые возможности для развития.

В условиях жесткой глобальной конкуренции нам важно, с одной стороны, сохранить имеющиеся наработки в традиционных сферах. С другой — уделить пристальное внимание современным экономическим драйверам: информационным технологиям, инновациям, наукоемким отраслям. Современная молодежь уже, наверное, и не знает, что во времена СССР и Армения, и Беларусь по количеству научно-исследовательских институтов занимали первые позиции в Советском Союзе. 

— Кстати, об инновациях... Вы уже успели побывать в Парке высоких технологий и индустриальном парке «Великий камень»?

— Безусловно! Если проанализировать, какое развитие получил ПВТ за сравнительно небольшой период времени, то это не может не восхищать. Фактически с нуля молодые ребята, не обладавшие большим опытом и достаточным капиталом, смогли создать прибыльный сегмент в экономике. А посмотрите, какое количество разработок и стартапов предложили белорусы миру, и эти идеи реальные, прикладные.

Меня впечатлила продемонстрированная 3D голографическая система: технология позволяет объединять отдельные устройства в огромные «голографические стены». Выглядит очень реально!

Заинтересовала также белорусская разработка для ведения точного земледелия, она облегчает работу аграриев, помогает экономить средства за счет автоматизации процессов. При помощи специальных алгоритмов производится анализ спутниковых снимков полей и произрастания сельхозкультур. По-моему, это потрясающая идея.

А «Великий камень» поражает масштабом, глубокой вовлеченностью китайской стороны.

Эти два проекта усиливаются еще одной перспективной площадкой — особой экономической зоной «Бремино-Орша». У этого промышленно-логистического комплекса очень хорошее будущее.

— Со времени вашего назначения в Беларусь прошел почти уже год. Какой вы увидели нашу страну?

— Еще до назначения послом я в качестве туриста и по работе десятки раз бывал в Беларуси. А в первый раз посетил Минск в годы Советского Союза. Мне еще тогда удалось прочувствовать белорусский народ — как тепло он относится к гостям. Ваш народ в высшей степени толерантный и доброжелательный, и это не показное — это в генах.

Еще у белорусов нет самовыпячивания. Нет самовосхваления. Вообще, белорусы — хорошие друзья и добрые партнеры.

Мне очень нравится Минск — это город со своей душой, достоинством. Хочу получше познакомиться с другими белорусскими городами, открыть для себя новые места. Возможно, даже попробую выучить белорусский язык...

marta@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter