Арматура добра

Местечковый рынок. Автофургон со свежей рыбой. Слышу, в очереди мужик буквально умоляет женщину. Скорее всего — жену:


— Ну не покупай ты этого живого карпа! И меня, и нас вполне устроит замороженный минтай.

— Почему?

— Помнишь, в прошлый раз домой везли, так в целлофановом мешочке такую бучу устроил. Потом еще в ванне долго в судорогах бился.

И она, хоть и без особого энтузиазма, но согласилась. Как не уступить такой искренней эмоции?!

В тот момент, хоть видел мужчину в первый раз, хотелось подойти, крепко пожать ему руку. Дескать, молодец, свой человек.

Этого, конечно, не сделал. Выглядело бы несколько театрально. Но подумалось о многом. Даже вспомнилась вдруг некогда прочитанная книга «Человек добр». Хотя, на мой взгляд, уже само название слишком категорично. Ошибочно и наивно. Впрочем, как и горьковское «Человек звучит гордо». Все чрезмерно пафосное вызывает некоторое недоумение. Или как минимум оставляет место для вопросов. И человек «всяк», и звучит по-разному.

Уж нам ли этого не знать… Как-никак, каждый день «тремся» друг о друга. Своего рода форма социального «массажа». В нем наше воспитание, наши привычки, характер, темперамент… Тут хотя бы немножечко доброты никогда не помешает.

В широком диапазоне всякое происходит. С определениями в том числе. Скажем, живет себе человек. Тихо, незаметно, буднично, будто внутренне съежившись. Зла никому не делал, и все автоматически считали его добрым. При этом как-то не заметили, что и в сотворении добра тоже не переусердствовал. С таким нетребовательным подходом половину населения в добряки записать можно.

Только какие ж они «добряки»? Добро то, что конструктивно. Когда от твоих конкретно направленных действий кому-то действительно становится лучше. При мыслях подобных почему-то вспоминаются Чип и Дейл из мультфильма, всегда и ко всем спешащие на помощь.

Добро не обязательно должно быть каким-то масштабным. Никто его отдельно на условных весах не взвешивает. Благие побуждения даже в малом могут стать заметными. Там капелька, здесь капелька, и глядишь — накапало.

Тут можно улыбнуться, но приведу такой, быть может, в чем-то наивный и в наивности этой немножко смешной эпизод. В молодости знал красивого парня, нередко на танцах приглашавшего девушек, коих другие юноши не очень спешили сделать партнершами в очередном танце.

Помнится, на мой вопрос о подобных предпочтениях, чуть замявшись, заметил:

— Просто представляю иногда, что они при таком невнимании к себе испытывают… И как-то жалко становится.

О, как он мне в тот момент был по-человечески симпатичен. Как через много десятилетий человек, не пожелавший покупать живую рыбу.

Или такой тоже не очень громкий по резонансу и характеру действий пример. Знаком с очень скромным человеком, которому трудно безразлично пройти мимо женщин, пожилых людей, несущих нечто тяжелое для их физических кондиций. Всегда предложит свою помощь в качестве потенциального носильщика.

У любого человека всегда должно быть что-то опорное. Как железная арматура в бетоне. Так почему бы одной из несущих составляющих не стать тому же добру. Душа у такого индивида на несколько размеров больше тела.

Нынче мне уже не кажется забавным, когда знаменитый музыкант Джон Леннон со своей подругой отправлял в специальных посылочках желудь правителям государств. Мол, вместо войн и разногласий посадите лучше дерево. Сознательная наивность, окупаемая добрыми намерениями.

И уж совсем как гимн, а не физиологически-демографический посыл воспринимаю призыв одного замечательного поэта:

Я славлю мира торжество,
Довольство и достаток…
Приятней сделать одного,
Чем истребить десяток!

Попробуй с этим поспорить… Тем более что иногда засыпаешь с тревожной мыслью: а что завтра? Что или кого взорвали? Где очередная террористическая акция? Кто и где попал в заложники? Пугающая неизвестность: что натворил за ночь этот неспокойный мир?

И сердце по-прежнему взывает к добру.

г. п. Глуск
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter