Многодетная семья Алимусиных с казахскими корнями называет Беларусь своей родиной

Арман + Наталья = семь

Наталья и Арман АЛИМУСИНЫ, а также их дети Тимур, Ильдар, Данияр, Дамир и Эмилия живут в Кобрине в большом двухэтажном особняке, который построили девять лет тому благодаря Госпрограмме поддержки многодетных семей. Они любят друг друга, ценят и уважают, для всех без исключения детей слово родителей — закон. Не по принуждению, просто иначе не привыкли. В семье авторитет строится на внимании и понимании. К слову, Наталья за рождение и воспитание детей на днях награждена орденом Матери. Корреспондент «СГ» выехала в Кобрин, чтобы посмотреть, как живет крепкий семейный очаг с восточными корнями.


СЕМЬ «я» — как раз то, что надо. Управляться с пятерыми детьми, говорит папа Арман, несложно. Непривычно с первыми двумя, потом помогает опыт. Любовь к большому роду для Алимусиных еще и традиция. При встрече узнаю, что они приехали из Казахстана, сам Арман воспитывался в окружении четырех сестер, в собственной семье получилось ровно наоборот — Эмилия растет среди четырех братишек. Девочке два года, детсаду предпочитает дом, но все, что нужно для ясельной группы, умеет. К папе тянется, словно магнитом. Немудрено: чем только он ни балует единственную дочурку-принцессу!

А вот мама Наталья балует всех и сразу! Вкусняшками, что, словно из скатерти-самобранки, появились на огромном столе. Восточные блюда, среди коронных — манты из теста и фарша. Хозяйка посмеивается, что белорусские друзья их называют большими пельменями. Смысл тот же, только восточные деликатесы крупнее и готовятся на пару. Главный помощник на кухне — старший Тимур. Когда он дома за главного, мама не сомневается: все будут накормлены досыта. Как-то в школе даже поваром стать мечтал. Вообще, общий стол для Алимусиных — добрая семейная традиция, за ним собираются вместе, обсуждают насущные вопросы. Во главе, как и полагается, папа Арман. 

В просторном доме есть для каждого уютный уголок. Наверху четыре спальни, на первом этаже столовая и гостиная. Здесь рады друзьям. Например, с семьей Уткиных Алимусины познакомились благодаря детям, которые вместе ходили в детсад. Ирина тоже из Казахстана и тоже по профессии медик. Объединяют и общие подходы к жизни.

Хозяйкой по дому расхаживает вислоухая шотландская кошка — подарок Эмилии на день рождения. Не уступает в лидерстве пушистой подруге собака Найда. За четвероногими ухаживают младшие. Второклассник Дамир любит рисование, музыку и математику, ходит по пятам за папой — перенимает от него мужские навыки, даже с дровами управляется. Равняется на старших братьев, они ведь, говорит малыш, умные и талантливые. А Данияр, девятиклассник, углубленно занимается языками, на все факультативы по ним записался. Красиво сочиняет, даже в рифму. Этот талант у парня заприметила учительница по русскому языку и литературе в гимназии Жанна Евгеньевна Елизарова. Родители называют Данияра миротворцем, потому что всех мирит.

Миссия нужная, но не такая необходимая в этой семье, потому что в ней родители и дети умеют друг перед другом извиняться.

— Если я сорвалась, сказала лишнего, не считаю зазорным попросить у детей прощения. Так же и они, причем старшие учат младших, объясняют им, почему не правы, и те признают ошибку, — не без гордости заявляет мама.

Быть может, взаимопонимание и идиллия здесь царят потому, что много времени Алимусины проводят вместе. В гостиной, например, устраивают кинотеатр, фильмы подбирают старшие дети — они в курсе последних новинок. Такие сеансы поощряет даже малышка, синие рожицы в «Аватаре» ей весьма приглянулись. Только вот, прильнув к кому-то из родных, постоянно засыпает, не досмотрев показ до конца.

Возле дома замечаю обширную газонную площадку, где все вместе с удовольствием гоняют мяч. Наталья переживает, как бы не повредили цветы, которые растут рядом, это ведь ее отрада: «Копаюсь, пересаживаю. Была б моя воля, весь огород ими засадила». Плодоносит сад, где яблони, груши, сливы, вишни. 

Но это уже зона ответственности Армана, который славится своими золотыми руками. Самолично обустроил дом и прилегающую территорию, а еще то трехколесный велосипед смастерит, то трактор:

— Специально таким навыкам не учился, предрасположенность унаследовал от папы, тот был водителем. В четвертом классе у меня уже было два мотоцикла, гоняли на них с ребятами как угорелые, в армии тоже технику всякую собирал. Недавно из подручных материалов соорудил три трактора, один из них муравей-самосвал — трехколесный советский раритет с маленьким кузовком.

Папа в большой семье — безусловный авторитет. Никогда не поднимет руку на детей, наказывает трудотерапией. К тому же если один проштрафился — расплачиваются все, коллегиальная ответственность обязывает.

— Может, Ломоносов потому и стал великим, что его розгами пороли, — улыбается Арман. — Не знаю, что лучше — кнут или пряник, но первым не злоупотребляю. В нынешний век с неограниченными возможностями, передовыми технологиями, открытостью информации мне порой кажется, что навыки воспитания люди подрастеряли. Но во все времена главное — любить друг друга. Когда обнимаю старших, они никогда не отмахиваются. Данияра называю кружочком, он подрастал с пухленькими щечками. Ильдар — розовый слоник, самый высокий среди нас — 194 сантиметра!

«Слоник» между тем в этом году окончил столичный вуз и получил специальность маркетолога. Тимуру 25 лет, два высших образования, одно из них — агрохимика, как у деда, работает экономистом в родном Кобрине. Хоть городок небольшой, парни стремятся именно здесь найти счастье и занятие по душе. Сейчас, например, помогают в раскрутке УЗИ-кабинета, который в райцентре недавно открыл отец и успел принять тысячного пациента. Арман — врач, долгое время работал в местной поликлинике, но всегда хотел заняться частной инициативой. Родные гордятся, что у него все получилось.

Наталья — коллега мужа. Вместе учились в Карагандинском медицинском университете. Начинала единственным функционалистом в районе, работать иной раз приходилось по 12 часов в день. С таким графиком сложно уделять внимание детям, поэтому перевелась терапевтом, но к своей узкой специализации относится трепетно, по надобности консультирует коллег, а по выходу из декрета собирается подсобить мужу — к услугам УЗИ-кабинета добавить функциональную диагностику.

Алимусины поженились студентами. Арман сразу стал уговаривать жену родить ему ребенка. Но она хотела вначале отучиться, но муж старше на пять лет и переживал, что первый сын у него родится слишком поздно. 

— В итоге после третьего курса у нас появился Тимур, — рассказывает Наталья. — Когда окончили университет — Ильдар. Теперь женщинам как врач советую: надо заводить детей, когда этого хочет мужчина, тогда с его стороны будет поддержка и понимание. Как думаете, кто первый вставал ночью к плачущим малышам? Папа. Главное для семьи — хороший тыл, если бы не такая опора, как Арман, не отважилась бы стать многодетной мамой.

Уже 20 лет Алимусины живут в Беларуси, после окончания альма-матер поработали пять месяцев в Казахстане и ни разу не получили зарплаты. Даже не сомневались, куда податься. В Кобрин, где тепло встречали родители и другие родственники Натальи. Арман же выходец из северной части Казахстана, по родине иногда ностальгирует, туда ездят все вместе на машине. Домом стала Беларусь, здесь стабильность и безопасность. Мальчики в школе успешны по белорусскому языку, он у них классический литературный, не испорченный диалектами.

Вместе Алимусиным многое по плечу, особенно когда такой трамплин — дети. Наведав эту большую дружную семью, глядя на их улыбки, беседу, чайную церемонию за огромным столом, понимаешь цену настоящего счастья. 

basikirskaya@sb.by

Фото автора.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter