Странам Восточной Европы предлагается «третий путь»

Архитектура безопасности

Инициативы Беларуси и установление регионального порядка

Недавно в информационном пространстве появился доклад, подготовленный группой аналитиков Фонда Ф.Эберта (Германия), под названием «Пересмотр регионального порядка в постсоветской Европе и Евразии». Авторы констатируют опасную дестабилизацию отношений на нашем континенте в результате геополитического соперничества России и Запада. Главным фактором напряженности является борьба за влияние на страны, расположенные между ними, — в первую очередь за Украину и другие «срединные страны»: Беларусь, Молдову, Грузию, Армению и Азербайджан.

Соперничающие внешние игроки ставят страны региона перед выбором из двух взаимоисключающих вариантов. Подобная политика наносит вред всем сторонам и прежде всего «срединным государствам», которые испытывают на себе негативные последствия в сфере безопасности и экономики. 

Авторы доклада призывают найти консенсус, предложив «срединным странам» новый геополитический статус. Кое‑где в прессе этот новый статус уже назвали «нейтральной зоной», состоящей из «срединных государств», в которую бы вошли Беларусь, Украина, Молдова, Грузия, Азербайджан, Армения. 

На самом деле стоит уточнить, что в отличие от устаревшего термина о нейтральности в докладе предлагается определение, отражающее более точную картину сегодняшнего мира. «Срединным странам» предлагается статус неприсоединившейся страны «третьего пути».

Речь о таком наборе норм и правил, которых эти государства придерживались бы в обмен на гарантии крупных держав уважать их суверенитет и соблюдать их безопасность. 

По сути же высказанные предложения свидетельствуют о росте сторонников идеи запуска нового международного переговорного процесса, о котором говорил Александр ­­Лукашенко на открытии встречи Основной группы Мюнхенской конференции по безопасности в Минске 31 октября 2018 года.

Три опоры регионального устройства

Продолжая начатую по инициативе нашей страны дискуссию, авторы рассматривают три ключевых элемента регионального порядка: архитектуру безопасности, экономическую интеграцию и региональные конфликты.

Что касается архитектуры безопасности, то в обмен на обязательства крупных держав, касающиеся сдержанности и транспарентности военной деятельности, страны «третьего пути» обязались бы не давать согласие на постоянное размещение иностранных войск и использование военной инфраструктуры на их территории иностранными государствами. 

Совместные усилия по экономической интеграции должны быть направлены на формирование развитых многовекторных торговых отношений между всеми странами региона. А также норм и механизмов для предотвращения споров между ЕАЭС, ЕС и странами, не входящими ни в один из этих блоков.

Проверка концепции

Авторы признают, что сформулированные ими изменения в региональном порядке будут нелегки в реализации и за них придется заплатить определенную цену. Но нынешняя ситуация неблагоприятна ни для одной из сторон. Все заинтересованные правительства должны начать размышлять об альтернативах. Самое важное изменение, которое требуется сегодня, заключается в запуске открытой дискуссии по этим трудным вопросам. 

Эксперты германского фонда отмечают, что «за исключением Беларуси, предложившей провести региональное совещание в формате «Хельсинки‑2» (отсылка к Хельсинкскому заключительному акту 1975 года), страны региона не выдвигали новых идей». 

Интересно, что авторы доклада приводят нашу страну в качестве примера, на котором можно проверить концепцию нового регионального порядка. Они отмечают, что Беларусь является союзником России и единственным «срединным государством» без территориальных конфликтов. Минск был наиболее активным участником интеграционных проектов на постсоветском пространстве с середины 1990‑х годов. В то же время внешняя политика Беларуси направлена на обеспечение баланса в отношениях между Россией и Западом. 

В докладе предлагается определение, отражающее более точную картину сегодняшнего мира. «Срединным странам» предлагается статус неприсоединившейся страны «третьего пути».

В докладе подчеркивается, что Беларусь не только прилагает стратегические усилия, чтобы не попасть в зону конфронтации между крупными державами, но и предлагает свое содействие для наведения мостов между ними. 

Стоит напомнить, что на открытии встречи Основной группы Мюнхенской конференции по безопасности в Минске Президент призвал искать возможности для проработки основы нового переговорного процесса. Для начала экспертами, а затем и основными игроками. По сути, германский политический фонд подключился к этой работе на экспертном уровне. 
 
romanova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter