Бизнесмен из провинции мечтает собрать на Новогрудской земле гостей со всего мира

Архимедова точка

В нескольких километрах от Новогрудка, в практически заброшенной деревне Литовке, прямо сейчас творится что-то невероятное. На берегу озера строится дом, в котором поселились гномики. В ночь кровавой луны сюда же, на берег, с разницей в полчаса упали три метеорита. Неистовый дракон, утоляющий жажду из протекающей рядом речки, вдруг снес яйцо. А стены дома дополнительно охраняются рогатой собакой, взращенной исключительно на корне мандрагоры. Бред? Сказка? Может быть, и так. Но владения Сергея Коваля грозят вот-вот затмить по туристической популярности местные, что называется, проверенные временем достопримечательности — знаменитый Новогрудский замок, гору Миндовга и Большой камень Литовский с оттиском стопы Девы Марии.

Сергей Коваль утверждает, что видел падение этого камня с неба в ночь кровавой луны.

Сергей Коваль — бизнесмен из Новогрудка. О своем деле рассказал в двух словах. Да, был бизнес, и неплохой, заработал немного денег, а потом, во время очередного путешествия по Индии, вдруг осознал: до конца жизни вертеться как белка в колесе ради приумножения состояния не только скучно, но и не нужно. Лучше посвятить оставшиеся годы жизни чему-то на самом деле стоящему. Тому, что сможет порадовать многих.

Сергей встречает меня возле деревни Литовки. Не исключено, что отлично знает: не утащи гостя от остановки, тот долго простоит в оторопи и восхищении. Когда-то навес тут представлял собой хорошо узнаваемую в провинции конструкцию — измазанную всякой похабщиной бетонную коробку. Сергей, купивший рядом дом, терпеть не мог ее вида. Однажды обратился в исполком с просьбой привести ее в порядок за свой счет. Местные власти не отказали. “Огородил остановку трехметровым забором, пригласил толковых работников и покрасил. По-моему, получилось неплохо”.

“Покрасил” — это звучит слабо. Нынче остановка покрыта камышовой крышей, подпирают ее стилизованные под вековые дубы колонны. Скамейка превратилась в выкованный из металла плащ, стены покрывают фрески по мотивам поэмы Адама Мицкевича “Гражина”. Здесь и сама героиня в виде статуи, в груди которой билось огненное сердце. Какой-то вандал расковырял кладку и украл мигающий фонарик. Сергей вначале хотел установить новый, но потом передумал. Вместо этого в разоренную стену остановки вмонтировал табличку с надписью “Сердце похищено вандалом в ночь с 27 на 28 сентября 2015 г.”. Больше попыток обезобразить творение мастеров не было, видимо, самых отъявленных хулиганов смутил подобный подход.

На стенах остановки мастера запечатлели события из поэмы Адама Мицкевича “Гражина”.

— Это место уникальное, — убеждает Сергей Коваль. — С детства, еще школьником, я любил из Новогрудка приезжать на озеро. Да и все мои друзья тоже часто здесь бывали. Случайные дальнобойщики также тормозили именно здесь. Энергетика у озера просто потрясающая. Что удивительного в том, что здесь чудеса происходят?

Я смотрю в смеющиеся глаза солидного бизнесмена, спрашиваю, сколько ему лет. Где-то между шестью и пятнадцатью, быстро отвечает он и продолжает рассказывать сказки вперемежку с былью.

Дом на берегу озера когда-то принадлежал местному чиновнику, достался по наследству от матери. Сергей долго просил продать ему ветшавшее и приходившее в упадок строение. Причин на то было несколько. А главная — именно в этом доме в 1969 году ночевал Владимир Высоцкий с Мариной Влади. Об этом эпизоде, случившемся во время съемок фильма “Сыновья уходят в бой”, местные жители могут рассказать многое. Например, о том, как Высоцкий тоже почувствовал магию озера и попросился на ночлег в дом. “Я — Высоцкий. Можно ли у вас на постой остановиться?” — якобы спросил певец у хозяйки. А та в ответ: “Які ты высокі? Пайшоў вунь адсюль”. О том, как знаменитый поэт вместе Мариной был вынужден переночевать в сарае неподалеку, на сеновале. А после этого вызвавшая уважение пара получила позволение пожить возле озера.

— И вот в августе 1969 года, на пике своей любви, два величайших человека современности ночевали в этих самых стенах, в одной из комнат. Ну как я мог отказаться от этого дома? — волнуется Сергей. — Никогда себе не простил бы, если бы дом был разрушен.

Вместо этого строение ждала абсолютно иная участь — постепенно становиться туристической жемчужиной не только района, но и всей страны.

Через каменный мостик с необычными перилами мы переходим речку. Над ней парит кованый дракон, зорко охраняющий гнездо с яйцом. “Дети часто спрашивают, когда из яйца вылупится детеныш. А я почем знаю? Это же драконье яйцо, оно может тысячи лет спать”, — вполне серьезно рассказывает очередную историю Сергей.

Все окрестные дети знают: пусть и через тысячу лет, но из яйца обязательно вылупится детеныш дракона.

Ворота на территорию охраняет собака. Она выкована из металла, раскинула крылья. В оскаленной пасти листья деревьев, на голове рога. На шее шипастый ошейник с обрывком цепи. Каждый элемент не просто так.

— Прилетела однажды собака, стала охранять мой покой. Питалась исключительно ветками и листьями. Но потом вдруг у нее начали прорезываться рога, одичала, сорвалась с цепи. Пришлось более толстую цепь ковать.

По задумке сказочника, скоро возле чудесной собаки появятся легендарный Экскалибур и другие мечи: “Моя собака будет охранять мечи, перекованные на орала. А знаешь, почему? Чтобы не перековали обратно. Кузнец в собаку вложил свою душу”.


Дворовая территория постепенно обрастает сложенными из камня террасами. От старого бревенчатого дома внешне практически ничего не осталось. Внутри же Сергей с гордостью показывает ту самую комнату, где жил Высоцкий. Специально для нее владелец заказал портрет певца. Здесь же за особой застекленной витриной, которую Сергей зовет чудным словом “реликвивовариум”, хранится сборник произведений Адама Мицкевича на польском языке. Книге 120 лет: “Только для избранных дверца может быть окрыта. И тогда они, в белых перчатках, могут полистать книгу и окунуться в старину и красоту”. В еще одной комнате часть стены специально обнажена, проступают аутентичные, изъеденные древоточцами бревна.

Все здесь создается по авторскому замыслу бизнесмена. Точная копия римского колизея — чтобы на ступенях сидели и беседовали многочисленные гости. Восстановленный старинный колодец глубиной 12 метров расположился в центре беседки. В будущем мужчины будут черпать из него шампанское, а неподалеку дамы в изысканных платьях станут качаться на качелях. Неприметный колышек неподалеку имеет для хозяина сакральное значение. Говорит, что именно здесь располагается знаменитая точка опоры Архимеда, с помощью которой тот обещал перевернуть Землю: “Вместе с мастерами эту точку искали три дня и три ночи. А рычагом послужит красота”.


Рядом с основным домом беседка, расписанная изнутри. На картинах строители, которые создают вечный двигатель. Один из них очень похож на самого Сергея, остальные — на тех мастеров, которые приложили руку к созданию “арт-объекта”. Все они из местных жителей.

— Новогрудок в древности был столицей ремесел. И в потомках тех знаменитых мастеров — каменщиков, резчиков по дереву, кузнецов, скульпторов и художников — знания заложены на генетическом уровне, — убежден Сергей Коваль. — Я просто разыскиваю их, даю возможность не работать, нет, творить. Здесь они получают возможность выразить себя. В этом доме все подвластно жизненному девизу “Красота спасет мир, если спасут красоту”.

Остановку оформлял мастер-самоучка Дмитрий Ярофеев. До 33 лет парень работал сварщиком. А потом стал увлекаться скульптурой. Кузнец Иван Крайник — тоже самородок из местных. Из-под его золотых рук вышла мифическая собака. А еще орел на руке рыцаря, украшающий каменный столб ворот. “Только на лапах птицы я насчитал 140 перьев десятка разных видов. Потом и со счета сбился. И каждое нужно было выковать вручную...”


Где владелец “дома Высоцкого” черпает вдохновение? Сергей иногда упоминает интернет. Но сразу же, верный себе, начинает кивать на кошку Катьку. Дескать, вот она, истинная его муза. По другой версии, идеи он высасывает из пальца. Пальца каменщика Андрея: “Он строил бойницы, чтобы отбиваться от злых людей. Камень на палец упал, брызнула кровь. С тех пор Андрея зовем Кровоточащим, а все идеи — из его пальца”.

Территория дома — смесь историй, легенд и преданий. Притягивает взгляд бронзовая скульптура. Юношу, держащего на ладони земной шар, человеческими руками душит жаба: “Она всех душит, кого-то больше, кого-то меньше. И битва эта никогда не закончится. Выиграть ее нельзя, но бороться нужно обязательно. Меня тоже жаба душит, но я борюсь”.

А вот и домик для гномиков. “Они как-то пришли к лесной фее попросить денег в долг. Та отказала. Вот и пришлось им открыть сундук, достать оттуда свои изумруды. Занялись обменом. Кстати, изумрудики они на моем огороде копают”, — улыбается бизнесмен.

Для себя Сергей оставил лишь чердак. Туда не водят экскурсии, не допускают гостей: “Пусть чердак будем моим! Это единственная плата, которую я прошу взамен всего дома”.


Наверное, бизнесмен, “завязанный” на гостиничном бизнесе, строит экзотический отель в сказочном стиле, а своими легендами просто пиарится, привлекает клиентов? Логичное предположение, однако неверное. Как бы странно ни звучало, зарабатывать на “объекте” Сергей не планирует. На вопрос, для чего в постройку вкладываются колоссальные деньги, отвечает просто:

— Я изобретаю вечный двигатель. Пока ведется стройка, я живу. Пока сюда приезжают гости, двигатель работает. В будущем, обещаю, этот дом никогда не будет закрываться на ключ. Даже если меня здесь не будет, каждый имеет право здесь погостить.

— Так ведь “отвандалят” ваш домик по полной! Найдутся люди...

— А может, и обойдется. Я верю, что на истинную красоту у самого отпетого хулигана рука не поднимется.

Кстати, эта теория уже находит подтверждение. Раньше на берегу озера было обустроенное властями место отдыха. В покосившихся от времени беседках преимущественно “отдыхали” местные алкоголики и дебоширы. Но по инициативе безнесмена там появились кованые мангалы, рукомойники. Беседки были обновлены, обзавелись подсветкой. И вместо сомнительного контингента берег оккупировали дети с интеллигентными родителями. Может быть, и фантастический замысел Сергея Коваля имеет право на жизнь?

В ТЕМУ

Марина Шабанович, начальник отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Новогрудского райисполкома:

— Новогрудская земля богата и славится своими традициями. Новогрудский и Любчанский замки, гора Миндовга, частная картинная галерея известного живописца Костуся Качана, знаменитые деятели науки, культуры и искусства, известные исторические личности, сама древняя история как магнитом притягивают туристов. Поэтому мы стараемся сохранять и приумножать наше достояние. Кладезь талантов — это наши люди. Художники, музыканты, скульпторы, писатели и поэты, мастера-ремесленники по крупицам восстанавливают утраченное. Историко-краеведческий музей и Дом-музей Адама Мицкевича всегда посещаются иностранными, белорусскими туристами и, конечно же, жителями Новогрудчины.

С 1928 года до настоящего времени Новогрудок — киноплощадка для съемок художественных, документальных фильмов, сериалов. Здесь творил режиссер Виктор Туров. Один из его фильмов “Праз могілкі” решением ЮНЕСКО был внесен в список 100 лучших кинокартин о войне. Для еще одного — “Сыновья уходят в бой” — писал тексты песен Владимир Высоцкий...

То, что местный предприниматель Сергей Коваль решил сохранить память об этих событиях, не может не радовать. Ведь совместная деятельность людей увлеченных, с горящими глазами и сердцами по сохранению историко-культурного наследия имеет колоссальный результат по повышению туристической привлекательности региона. Остановочный пункт у легендарного озера Литовка стал настоящим арт-объектом, посещаемым гостями и жителями нашего города. Сообща мы сможем сделать многое.

muravsky@sb.by

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter