Археограф Никита Горбачевский воевал с подделками и своим начальником

Археограф в море фальшивок

1852 год. По личному указу российского императора Николая I в Вильно образуется Виленский центральный архив древних актов. Зачем — понятно. Пока земли переходили из состава одного государства в другое, здесь скопилось столько старых документов — переписей, актовых книг, судебных дел, что просто необходимо было навести какой-то порядок. Ведь каждая такая бумажка могла иметь нешуточную ценность: подтвердить чье-то шляхетство или лишить дворянского звания, подтвердить права на владение землей либо на-оборот. А главное — из тысяч таких документов, как из маленьких штришков, рисовалась история края. 

За идеей архива стоял языковед и педагог Никита Горбачевский. На него же, новоиспеченного архивариуса, в основном и обрушилась каторжная работа по разбору материалов, свозившихся со всего бывшего Великого Княжества Литовского.


Попович за кафедрой

Давайте немного познакомимся с этим персонажем. Никита Горбачевский родился 215 лет назад в Могилевской губернии в семье православного священника. Путь был предрешен — по духовной линии. Никита закончил Могилевскую духовную семинарию, затем Петербургскую духовную академию. Преподавал в Жировичской духовной семинарии словесность, историю и древние языки, затем в Дрогичинском дворянском училище, после в Вильно, причем там подвизался педагогом сразу и в дворянском институте, и в губернской гимназии, и в раввинском училище — Горбачевский прекрасно знал древнееврейский. 

Бумажные рифы

Трудно представить объем бумаг, датируемых до 1799 года, которые, согласно указу, свозили со всей территории бывшего Великого Княжества Литовского в Вильно. К 1864 году работа была в основном закончена: из четырех губерний доставили 18.243 связки документов из 140 учреждений. Один архив Сапег весил 200 пудов. Никита Горбачевский, начав разбор бумажных сокровищ, ужаснулся. Количество фальшивок было невероятным! Как пишет историк Евгений Морозов, подделанные акты ловко вшивались в книги в обход шнурков и печатей комиссий для проверки актовых и метрических книг. Особенно много фальшивок оказалось в актовых книгах Минской губернии. Горбачевский утверждал, что из моря поступавших в его архив документов едва ли один из ста был аутентичным. А его коллега Строгис подсчитал, что в Виленском архиве находится 40 — 80 тыс. фальшивок. 

Подделка документов была поставлена на поток. В 1833 году полиция изобличила на Виленщине группу фальсификаторов из десяти человек, которые производили и продавали нужные на рынке бумаги. Спрос возник в связи с тем, что после подавления восстания 1831 года царские власти начали очередной «разбор шляхты». Те, кто не мог подтвердить дворянское происхождение, переводились в иные сословия, подобно предку Янки Купалы Онуфрию Луцевичу.


Архив порядок любит 

Горбачевский видит спасение в одном: систематизировать документы. Тем, что удалось сделать ему и Строгису, ученые пользуются до сих пор. Среди фундаментальных работ Горбачевского — «Археологический календарь на две тысячи лет (325 — 2324) по Юлианскому счислению и на семьсот сорок два года (1583 — 2324) по Григорианскому счислению», позволяющий переводить даты на юлианский календарь. До сих пор востребованы «Краткие таблицы, необходимые для истории, хронологии, вообще для всякого рода археологических исследований». «Каталог древним актовым книгам губерний: Виленской, Гродненской, Минской и Ковенской» занял 900 страниц. «Словарь древнего актового языка Северо-Западного края и Царства Польского» объяснял 400 белорусских слов и тысячи латинских терминов. 

Без цензуры никак

А затем Горбачевский становится членом Археографической комиссии. 

Началась она с того, что Евстафий Тышкевич обратился к виленскому генерал-губернатору Бибикову с предложением передать свои коллекции для учреждения музея в Вильно. Идея понравилась... Но, в конце концов, ее встроили в политику. Решили создать комиссию, работающую не только с коллекциями Тышкевича, но с древностями вообще, и поставить задачу: искать документы, подтверждающие, что Великое Княжество Литовское не имеет отношения к Польше, что там изначально жили православные.

Увы, когда в комиссию назначили идеологически правильных чиновников, оказалось, что работать с архивами они не умеют. Горбачевский писал: «За исключением архивариуса Центрального архива (то есть его самого. — Л.Р.), ни один из членов комиссии никогда не занимался древними актами и не был ознакомлен с древними почерками западнорусскими и латинскими». 

Осваивать новое ремесло назначенцы не собирались, зато вылавливать крамолу умели. Недавно было найдено завещание 1592 года скандально известного киевского митрополита Анисифора Девочки, которого обвиняли в двоеженстве и лишили сана. Оказалось, что в 1860-х годах этот документ уже побывал в руках ученого — Никиты Горбачевского, на документе сохранились его карандашные пометки. Но опубликовать находку Горбачевский не мог.


Архивные войны

Петр Бессонов
А потом в комиссию назначили нового начальника — знаменитого фольклориста и филолога Петра Бессонова. Пригласил его сам попечитель Виленского учебного округа Иван Корнилов.

И вот приходит новый председатель комиссии в архив. А его... не пускают. Почему? Архивариус Горбачевский «установил правило, согласно которому в помещение, где находились архивные материалы, мог входить только он один; туда не впускались даже его помощники, в случае же отъезда архивариуса из Вильно ключ от хранилища передавался попечителю». 

Далее начинается комедия. Бессонов, обладавший довольно тяжелым характером, пытается добиться права самостоятельно заходить в архив. Горбачевский, его подчиненный, отвечает категорическим отказом. Говорит: впусти в хранилище — что-то напутает. Конфликт разгорался... Бессонов писал жалобы: уж не потому ли Горбачевский препятствует, что сам что-то с документами напутал? В ответ шли обвинения от комиссии, поддерживавшей своего единственного реального работника. Бессонов, мол, приказал переписать ряд документов, показывающих в хорошем свете католиков, принуждает оставлять в документах старинные буквы, так что чтение затруднительно. И для публикаций дает фальшивки... 

То, что Бессонов отбирал для печати, забраковывали. Работа Археографической комиссии оказалась парализована. И Корнилов с сожалением Петра Бессонова уволил.

Никита Горбачевский продолжил свою работу до конца дней. Умер архивариус в 1880 году.

cultura@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter