Арка особого назначения...

в доме чрезвычайного режима
в доме чрезвычайного режима

Тревожная терминология, подчеркну, моя. Районная и столичная администрация, похоже, находят их — арку и дом — вполне обыкновенными. Иного мнения придерживаются жильцы. Постараюсь и читателя убедить, что ситуация здесь близка к критической, если уже не достигла ее. Строго говоря, речь пойдет о двух домах в центре столицы и соответственно о двух арках. Это дом номер 16 по проспекту Независимости («дом под часами») и смежный с ним дом номер 32 уже по улице Комсомольской.

При мне здесь произошли два дурацких ДТП. Сначала «Рено» врезался сзади в минивэн «Фольксваген». Который, как и требует знак «STOP», остановился на пересечении с улицей К.Маркса. Через считанные минуты в паре метров, но уже на К.Маркса, «Ровер» точно так же въехал в джип «Хонда», который стал перед «зеброй».

Трафик по Комсомольской мгновенно заклинило. Водители нервно сигналили, но быстро поняли, что к чему, и... поток машин ринулся в объезд — через арку во двор дома номер 32. На запрещающий «кирпич» всем было наплевать: время дорого. Но им навстречу из того же двора рвался другой поток машин. Среди них и несколько грузовиков, подвозивших продукты в гастроном «Узвышша»... Что тут началось!

Классический сюжет фильма–катастрофы. Маленькая неприятность (ДТП) порождает уже большую (затор). Всеобщий стресс, системное напряжение, где–то рвется слабое звено... Для трагической развязки хватит, если человек из двери, врезанной прямо в стену арки, шагнет под колеса. Если «засыпают» водители, то почему не может пешеход? Или кто–то из пацанов, которые гоняют во дворе мяч, вдруг возникнет перед бампером. А водитель «среагирует» так же, как те двое, на перекрестке...

Тьфу–тьфу! Обошлось. В этот раз обошлось!

Поясню об «особом назначении» арки. Прямое ее назначение — вести человека с шумной и небезопасной улицы в защищенный двор. Где родной дом, где тихо и уютно, где можно расслабиться. Упаси бог! Хотя бы потому, что на улице действуют правила, а в этом дворе — никаких. Там вы готовы к опасностям, а во дворе их не ждете. Но тут–то они и поджидают!

В этот раз арка сыграла роль клапана, снявшего опасное напряжение на улице ценой повышенного риска для жильцов. Но и в любое другое время, постоянно она играет ту же чуждую роль.

Сюда, игнорируя запретный знак, ежедневно въезжают многие десятки, если не сотни, «чужих» (жильцам дома не принадлежащих) машин. Проверить легко. Этот двор, как и любой другой в столице, ночью относительно свободен от машин. По утрам люди разъезжаются на работу и, по логике, двор должен быть еще свободнее. Здесь — наоборот! С началом рабочего дня он мгновенно оккупируется машинами. Владельцы, очевидно, трудятся в офисах, учреждениях и бутиках, которых вокруг множество. Вечером — по домам (этот вечерний, «внутренний» поток и встретился после ДТП с «наружным»).

То же подтверждают и жители дома. Спрашиваю у Татьяны (она вышла с пакетом мусора из первого подъезда 32–го дома): «Вы знаете кого–нибудь из владельцев этих машин? Это жильцы вашего дома?» — «Нет, не знаю. Машины, как видите, не «простые...» Женщина явно намекает, что машины сплошь дорогие, новые.

Обращаюсь в 6–й подъезд дома номер 16... Наталья: «Раньше в арке, ведущей на проспект, была лишь калитка для людей. Но кому–то пришло в голову открыть ее для машин. Теперь они въезжают с двух сторон. Издевательство!» Татьяна: «Форточку во двор не открыть! Задыхаемся от выхлопных газов».

Понятно: машины непрерывно подъезжают и отъезжают, а ветра в закрытом объеме двора нет. В 6–й подъезд входит мужчина, присоединяется к разговору: «Я приехал с дачи, а машину поставить негде. Здесь халявный паркинг, а на Комсомольской и Карла Маркса нужно платить!»

Спрашиваю, не жаловались ли жильцы, не проверяла ли «паркинг» милиция? Кто–то, мол, куда–то писал, откуда–то приезжали чины, даже на камеру снимали. Итог нулевой. А милиционеры, дескать, и сами здесь машины ставят.

17 июля с 14 до 15 часов возле разгрузочной площадки гастронома не было меньше пяти грузовиков! Иногда их бывало шесть! Два (если большие) или три (если поменьше) стояли под разгрузкой, еще 2 — 3 ожидали. Один отъезжал, но с улицы через арку тут же въезжал другой. Иные выгружали буквально пару ящиков. Фуры с трудом разворачивались, отчаянно дымя дизелями, сдавали задом и боком, между ними лавировали легковушки... Это что угодно, только не двор жилого дома — хоздвор, паркинг, экстремальный автодром... Кошмар для жильца!

Вхожу в гастроном «Узвышша» с проспекта. Невелик, даже тесноват, покупателей — не больше двух десятков. Спрашиваю у директора Тамары Тумановой: «Сколько машин с продуктами вы принимаете в течение дня?»

— Машин 40.

— Существует ли какой–то график завоза?

— По часам везут молоко или, например, хлеб. Но чтобы хлебозавод согласовывал свой график с молочным или другими поставщиками — этого нет. Все везут, когда им удобно.

40 грузовиков с продуктами за день только в один небольшой магазин! Непостижимо! Может, просто везут нерационально, бестолково, по ящику печенья? Неужели нельзя оптимизировать графики, сократить число заездов? А ведь в этих домах еще добрых два десятка других магазинов, продуктовых и не только... Нужны ли они, вообще, в таком виде?

Это для двора нормальный жизненный режим или чрезвычайный? Наблюдений и впечатлений, пожалуй, хватит. Пора к выводам и вопросам. В 10 метрах от рампы гастронома сохранился атрибут «холодной войны» — бетонный колпак, запасной выход из бомбоубежища. Чрезмерно строги были нормы гражданской обороны. Но разве лучше нынешняя крайность — отсутствие всяких норм? Или, уточню, всеобщее пренебрежение ими!

Над аркой висит запрещающий знак, но всем водителям плевать. Как, впрочем, и районной ГАИ, представители которой регулярно дежурят снаружи, на проспекте. Хотел бы я посмотреть, как водитель у них на глазах въедет под «кирпич» на ту же Комсомольскую или К.Маркса... Под арку едут сотнями — и ничего! Сюда едет и стоит во дворе водитель непуганый и даже нагловатый. Нет ничего хуже закона, который позволяет себя игнорировать: вирус безнаказанности заразителен.

Критически опасная для жильцов ситуация создана уже десятками грузовиков. Зачем же ее усугублять «теневым» паркингом? Или возьмем ту же дверь, врезанную в стену арки... Она пока закрыта роллетами и еще не обозначена вывеской. То ли будет офис, то ли мастерская, то ли магазин. Сверху вход укреплен мощным, врезанным в стену металлическим швеллером. Такое в центре города, в историческом здании втихую не учинишь! Но кто–то же это разрешил, кто–то согласовал! Из каких соображений, кому во благо? Жильцы дома комментируют мрачно: «Заплатили, коррупция...» Я не верю, «но все же, все же», как говорил поэт...

Многим знакомо понятие ПДК — предельно допустимая концентрация. Разные службы денно и нощно контролируют ПДК (примесей, газов, химикатов...) в воде, воздухе, продуктах, игрушках... Во дворе домов номер 32 и 16, на мой взгляд, нормы явно превышены. Имею в виду не столько нормы опасности и риска, шума и загазованности, сколько ПДК невнимания и равнодушия к людям.

Или кого–то я не убедил? В частности, руководство Минского горисполкома, который находится от «адского двора» на расстоянии 300 метров? И, вообще, — что такое «забота власти» о людях?..

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter