Центральный пролет аварийного моста через Днепр в Рогачеве разберут до конца года

Арка — это сильный ход

В Рогачеве мостостроители реализуют уникальный для Беларуси проект. Движение по-новому, почти полукилометровому вантовому красавцу запланировано открыть в 2022 году, но специалисты уверены: справиться удастся раньше. А это значит, что очень скоро можно будет приняться за следующий объект из списка аварийных мостов.

Работа без перерыва

Историки рассказывают, что Замковую гору, сейчас одну из главных достопримечательностей Рогачева, древние люди облюбовали еще во II тысячелетии до нашей эры. В XVI веке здесь стоял замок Боны Сфорца. Былого величия, правда, не видно, но в земле еще много исторических артефактов, некоторые из них даже прорывались на поверхность в прошлом году, когда здесь строили временный мост.


Новые опоры почти на три метра шире старых.

300-метровую металлическую конструкцию, которую возводили с помощью военных, в будущем можно будет разобрать. Здесь она временно — в качестве объездного пути, пока не построят основную переправу через Днепр.

Решение о реконструкции главных въездных ворот Рогачева приняли еще три года назад: балки имели критический прогиб, а восьмой пролет даже пришлось укрепить специальными подпорками. Одно время движение по нему продолжалось, но разрешенную нагрузку значительно ограничили.

Мост построили еще в 1950-х годах, и, изучив его состояние, специалисты пришли к выводу: восстанавливать бесполезно, надо строить заново. Причем с максимальной оперативностью: мост соединяет между собой две части крупного района, около 200 населенных пунктов и трассы М-5 и М-8. Как только решился вопрос с финансированием, приступили к работам. Сейчас весь транспортный поток перенаправлен по временному мосту, а возле въездных ворот кипит процесс: не прекращают работу краны, экскаваторы, буровые установки.

 Нас встречает старший прораб Мостостроительного управления № 4 ОАО «Мостострой» Алексей Жилицкий:

— Сейчас на объекте ежедневно работает около 100 человек. Строим, как уже и привыкли на других крупных объектах, круглосуточно, в две смены. Люди приезжают сюда вахтами по 15 дней, живут в одном из рогачевских общежитий. Мы также организовали для работников питание в местной столовой.

Шире и прочнее

Объем проделанной работы впечатляет. Сделано под ноль уже девять опор и смонтировано восемь пролетов. При их установке не обошлось без сюрпризов, вспоминает Алексей Жилицкий:

— Трудности были с тремя столбами, не могли пробуриться: на пяти метрах на что-то натыкались постоянно. Пришлось раскапывать экскаватором. Оказалось, наши коллеги, которые раньше строили мост в прошлом веке, оставили нам очень много мусора — бетон, старые деревянные сваи, просто хлам. Раньше же ничего не жалели, даже металл в землю зарыть могли.

Новый пролет над Днепром начнут собирать уже в начале 2021 года.

Теперь и к процессу, и к материалам относятся куда рациональнее, даже часть старых опор решили оставить, правда, укрепив и усовершенствовав.

— Новые опоры гораздо шире своих предшественников, как и вся конструкция в целом. Ширина нового моста — около 15 метров, почти на три метра больше предыдущего: реактивщики добавили два комфортных тротуара, — отмечает старший прораб.

Длина будущей конструкции — 448 метров. Самая ответственная часть стройки — та, что проходит непосредственно над рекой. Днепр в этом месте разлился на 100 метров, таким же по длине будет и центральный пролет. Результат уникального для Беларуси проектного решения — металлическая арка с вантами, стальными тросами, надежно удерживающими конструкцию.

Чтобы вода не помешала работе даже во время половодья, сейчас доделываются дамбы для удержания реки. А на самом Днепре ведутся работы по устройству специальных сооружений: их используют и для разборки старой фермы, и для установки новой. Здесь удалось обойтись, как говорится, малой кровью: когда строили мост в Житковичском районе, пришлось насыпать дамбу и менять русло Припяти.

На старом русловом пролете уже демонтировали все покрытие и тротуарную часть с одной стороны. Алексей Жилицкий предлагает подробно рассмотреть оставшийся «скелет»:

— Его немного обновляли, подкрашивали, но весь металл уже ржавый, он себя изжил. До конца года мы полностью разберем старую конструкцию, а зимой приступим к монтажу нового центрального пролета.

В два раза быстрее

Старая ферма весила 260 тонн, новая будет немного тяжелее. Когда заходит речь о сроках службы нового моста, строители всегда отвечают уверенно: 100 лет точно простоит. Материалы сейчас покачественнее, чем 60 лет назад.

— Тогда не было ни современных машин, ни таких объемов грузов. Проектировщики просто не рассчитывали на подобную нагрузку. Взять хотя бы житковичский мост. Для появления подобной трещины достаточно в одной точке было встретиться двум КАМАЗам, груженным щебнем, — говорит Алексей Жилицкий.

Электрогазосварщик Евгений КЛЮЧНИКОВ на 15-дневную вахту приезжает из Добруша.

Появившаяся в конце 2017 года трещина на мосту через Припять между Житковичами и Туровом дала определенный положительный толчок. Оперативно были обследованы все подобные конструкции и выявлены многочисленные проблемы: стало ясно, что многие построенные в прошлом веке мосты уже со скрипом выполняют свои обязанности, а в некоторых случаях являются довольно опасными объектами. В список подлежащих модернизации по всей стране входят 32 путепровода. Мостостроителям пришлось ужать сроки работ, не скрывает Алексей Жилицкий:

— Раньше большой мост с нуля строился за 4—5 лет, сейчас за два года. Темпы увеличились, но на качество это не влияет. Просто на подобные объекты стягиваются все имеющиеся ресурсы.

Стоить новый рогачевский мост будет около 50 миллионов рублей. По плану он должен быть сдан в 2022 году, рассказывает генеральный директор предприятия «Гомельавтодор» Сергей Лазбекин:

 — Строительство идет точно в срок, так как средства у нас кредитные, выделяются по определенному графику. Опережение пойдет, как только будет поставлен металл для вантового пролетного строения. Тендер выиграло предприятие из российского Кургана, им нужно пару месяцев на изготовление. Я думаю, что до 2022-го мы тянуть не будем, мост введем в следующем году.

Уже известно, что станет следующим шагом в деле наведения мостового порядка. Специалисты переберутся на автодорогу М-10. Здесь через тот же полноводный Днепр проходят два параллельных моста, один из которых уже долгое время закрыт для движения. Следующий год потратят на изыскательные работы и проектирование.

valchenko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter